«Я была тираном?»: студенты про школьный буллинг

Дарья Храмова
Редактор Без Сменки

Буллинг или травля — серьёзная, повторяющаяся ситуация. Она может влиять не только на твою учёбу и отношения в классе, но и на психику. В этой статье авторы «Без Сменки» рассказали, как сталкивались с буллингом в школе. Их истории комментируют психологи. 

«Меня травили одноклассницы за общение с мальчиком»: рассказывает Даша 

В 8 классе я общалась с мальчиком, пусть его будут звать Лёша. Он провожал меня до остановки, угощал в столовой, дарил цветы. Мои одноклассницы очень часто обращали на это внимание, отпускали неуместные шутки в мой адрес и даже караулили меня и Лёшу, когда мы ждали автобус. Однажды они подняли эту тему на уроке литературы, и, как ни странно, учительница тоже начала смеяться, чем их раззадорила. 

Я не обращала на них внимания, но мне начинало казаться, что этот Лёша действительно плохой, что мне нужно перестать с ним общаться. Так и случилось: я написала ему, что мы больше не можем общаться. После этого девочки, которые надо мной смеялись, сами начали с ним общаться, а некоторые — встречаться. 

Что ими тогда руководило? Зависть или желание найти «слабого»? Как нужно было вести разговор с этими девочками, как можно было прекратить обидные шутки и нападки с их стороны? 

Комментирует педагог-психолог Ирина Павлова:

Проблема в том, что Даше начало казаться, что Лёша плохой в тот момент, когда все в классе, совместно с учительницей, стали смеяться. Ей стало стыдно и она отказалась от отношений, чтобы избавиться от страха снова испытать позор.

Но мотивом поступков одноклассниц были зависть и желание обладать такими же отношениями. Что подтверждается дальнейшими их действиями — они сами начали общаться и встречаться с Лёшей.

Шутки и нападки будут продолжаться до тех пор, пока обидчик будет получать нужную ему реакцию от жертвы. Поэтому нужно научиться их замечать в моменте и стараться спокойно реагировать в подобных ситуациях.

Начните разбирать свои переживания и мысли. Заведите тетрадь и записывайте каждую ситуацию травли. Выписывая свои мысли и переживания, мы уже снижаем напряжение от эмоций. Дальше подумайте вот над чем:

✅ Если какие-то шутки вас обижают, нужно понять, почему они обидны. Описываем ситуацию в тетрадке и разбираемся: чего я ждал, а что сделал обидчик, почему он так себя повёл. Основная задача — понять причины поступков других людей, замедлившись и рассуждая.

✅ Поработай над уверенностью в себе. Если я верю в то, что я всё делаю правильно, то мнение других меня волновать не будет.

Можно выписывать в тетрадь ситуации, в которых было стыдно или неуютно, и попробовать понять, почему ты поступил именно так: у меня не было другого выхода, я это делал во благо другого или я просто не знал чего-то. Основная задача — понять, почему я веду себя именно так и дать себе возможность ошибаться.

Чтобы разобраться в проблеме, изучите её со всех сторон. Для этого читайте книги, статьи или смотрите видео на Ютубе, где эксперты рассказывают о явлении или ситуации. В случае с буллингом, можно начать с просмотра фильмов на эту тему, где психологи объясняют причины такого поведения и дают советы тем, кто проявляет агрессию, и тем, кто испытывает её на себе. Например, документальный фильм о буллинге от Региональной общественной организации «Жить».

«Я забуллила человека в ответ на агрессию»: рассказывает Аня

Я стала инициатором буллинга в ответ на травлю. В младшей школе я была спокойным ребёнком, который никогда не вступал в конфликты. Если меня не привлекал человек, то я его не замечала и не поддерживала с ним даже приятельские взаимоотношения. Относилась нейтрально: «Привет–пока». 

В 3 классе ко мне начала «приставать» одноклассница: она пыталась меня как-то задеть и словесно обидеть. Видимо, это произошло из-за того, что я совсем не хотела с ней общаться и дружить. Потом я перешла в другой класс, и мы забыли друг про друга. 

Но спустя семь лет мы снова оказались в одном классе. И ситуация повторилась: ко мне пристают и навязывают общение. Одноклассница провоцировала конфликт, думая, что не я смогу за себя постоять, как это было в младшей школе.

Но правила изменились: теперь, в ответ на провокации, я инициировала коллективный буллинг, который продлился до 11 класса. И, откровенно говоря, я до сих пор не жалею о своём поведении. Возможно, иногда буллинг был чересчур жёстоким, но если бы ко мне не приставали, то ничего бы и не было. 

Из-за появления термина «буллинг» и всё большем освещении проблем абьюза, появляется вопрос, не являюсь ли я тираном или монстром, что не чувствую сейчас стыда и угрызений совести? 

Комментирует психолог, гипнотерапевт, клинический психолог Дарья Денека

Нельзя назвать героиню этой истории «тираном», но и заявлять о правильности её действий я бы тоже не стала. Механизм здесь прост: буллинг стал средством самозащиты. 

С чувством стыда всё тоже ясно. В психоанализе подобное явление носит название «вытеснение» — подсознание вытесняет неугодную эмоцию, с целью уберечь психику от стресса. Ведь если признать свою неправоту, то замучает чувство вины и стыда. Но хотя эта эмоция и вытесняется из поля сознательного, она никуда не исчезает. И в будущем может привести как к проблемам со здоровьем, так и к психологическим проблемам.

Поэтому лучше не доводить ситуацию до такого исхода. Есть несколько альтернативных вариантов решения проблемы, которые могут помочь:

✅ Не реагировать. Вариант сложный, нужны запасы терпения и выдержки, но это работает. Каждый задира обижает не ради самого действия, а ради твоей реакции. Соответственно, если ты не будешь её давать, то через время ему надоест тебя задевать. 

✅ Обратиться за помощью к взрослым или посетить школьного психолога. Про последнего рассказали в статье «В кабинете школьного психолога: к кому обратиться за поддержкой?». Иногда кажется, что всем наплевать на проблемы подростков, но родители и школьное руководство должны быть в курсе случаев буллинга и травли.

Часто травить в школе могут и из-за учёбы — если ты не успеваешь по программе или, наоборот, учишься на пятёрки. От этого стресс только увеличивается. А представь, что тебе ещё нужно готовиться при этом к ЕГЭ! Как сфокусироваться на своих целях? Рассказываем на бесплатном курсе «Психологическая подготовка к ЕГЭ» с Василисой Бродской, преподавательницей литературы в Вебиуме.

«Я оскорбляла друзей»: рассказывает Даша

У меня  был период, когда я проявляла агрессию к друзьям. Могла оскорблять их, даже унижать. Возможно, это были очень злые шутки. Но я ничего не меняла, даже когда друзья говорили, что это обидно. 

Я не воспринимала это поведение как травлю. Я же люблю своих друзей, как я могу делать им больно? Но, оглядываясь назад, кажется, что моё поведение было неадекватным. Из-за чего это происходило? Как я должна была поступить? Что нужно было делать моим друзьям?

Комментирует психолог Евгений Звягинцев

У такого поведения может быть несколько причин:

😣 Внутренняя агрессия. Например, когда человек не даёт себе право проявлять эмоции. Возможно, дома его заставляют молчать, он не посещает секции, поэтому эмоции выплеснуть некуда. А мы должны проявлять эмоции. Если этого не происходит, то эмоции всё равно выйдут, но уже не самым экологичным образом.

😣 Повреждённое эго. Человек может считать себя выше или ниже других. Если он считает себя выше, то честно верит в то, что ему можно общаться с другими людьми в подобном формате, и они должны его принимать. Таким образом он самоутверждается. Если ниже, то агрессивным поведением он пытается защититься. 

😣 Пример старшего поколения, в частности, родителей или других взрослых, которые являются авторитетом. Очень часто агрессия идёт из отношений между родителями. 

😣 Непринятие. Если человек не может принять различия в поведении, внешности, жизненных принципах другого человека, то это непринятие может выражаться в агрессии. Человек считает, что его жертва хуже него и поэтому с ней можно так обращаться. Или он может завидовать, почему он не такой. Следовательно, он агрессией будет показывать всем, что он лучше.

Агрессору важно обратиться за помощью, чтобы понять причину такого поведения и скорректировать его. А вот друзьям лучше прекратить общаться с этим человеком. Это единственный выход, потому что на замечания он не будет реагировать. 

Серьёзный разговор с агрессором, скорее всего, привёл бы к полному непониманию позиции друзей, и это вызвало бы только неприятие и обиду. Итог был бы таким же. Возможно, после его общения со специалистом, ситуация улучшится и общение можно возобновить.

💙 Читайте другие наши статьи по теме:
  •  
Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Как навести порядок дома в 3 этапа
А что, если всё это время вы убирались неправильно: тратили на уборку кучу времени, а через пару дней всё равно разводится бардак. Как же убираться...
Как навести порядок дома в 3 этапа
Какие вы чипсики?
Вот он, настоящий чипсик — внутри мало-мало воздуха, много-много специй! Если бы в прошлой жизни вы были бы чипсами, то какими? Сегодня узнаем!
Какие вы чипсики?
5 игр, чтобы развить креативность у ребёнка
Творческий взгляд на мир помогает не только успешно реализовывать таланты, но и формирует позитивное мышление, помогает в учёбе, развивает эмпатию,...
5 игр, чтобы развить креативность у ребёнка
7 способов сэкономить на подготовке к ЕГЭ и репетиторах
Новый учебный год — новые траты, если ваши дети готовятся к ЕГЭ. В этой статье рассказали о способах сэкономить на подготовке к ЕГЭ и получить...
7 способов сэкономить на подготовке к ЕГЭ и репетиторах
Провалил ЕГЭ или недобрал баллов: 6 вариантов действий
Невозможно спрогнозировать результаты ЕГЭ с точностью в 100% — много чего может пойти не так. Зато можно составить запасной план действий на случай,...
Провалил ЕГЭ или недобрал баллов: 6 вариантов действий
Всё, что нужно знать о литературных аргументах для ЕГЭ по русскому
Вторая часть ЕГЭ по русскому языку представлена 27 заданием — сочинением. Это наиболее трудоёмкая и важная часть экзамена: за неё можно получить...
Всё, что нужно знать о литературных аргументах для ЕГЭ по русскому

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.