К кому мне обратиться, если в школе или семье возникли проблемы? Может ли психолог рассказать об этом родителям? Обсудили эти и другие вопросы со школьными психологами Мариной Мицкевич и Галиной Прутковской.
Марина Мицкевич: «Школьный психолог может работать как с учащимися, так и со взрослыми — педагогами, родителями. Это зависит от запроса администрации школы и возможностей самого психолога. К примеру, тема профориентации требует специального образования, также как и работа с детско-родительскими отношениями.
В разных школах у психолога — разные задачи. В одной школе администрация приветствует психологические уроки, занятия, кружки, а в другой — считает достаточным проведение плановых диагностик и консультацию по их результатам. Но проблемы и вопросы, связанные с учёбой и взаимоотношениями с другими участниками образовательного процесса — прямая обязанность каждого школьного психолога».
Галина Прутковская: «Школьник может обратиться к психологу с любой проблемой — трудности с учёбой, конфликты с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, любовные отношения, страхи, самооценка, проблемы с самоконтролем, поиск смысла жизни и даже плохое настроение.
Если есть, о чём поговорить, — это всё можно обсудить с психологом. Если тема окажется вне его компетенции, он порекомендует, куда можно обратиться. Например, на моей практике встречались ученики с признаками клинической депрессии и паническими атаками — им было рекомендовано обратиться в местный ПНД или к частным психиатрам для установления точного диагноза и дальнейшего лечения».
Марина Мицкевич: «Данные плановой диагностики передаются классным руководителям и родителям по запросу. Как правило, плановая диагностика проводится для выявления различных особенностей учащихся. Это делается для улучшения образовательного процесса, чтобы учитель мог учитывать особенности восприятия, интересов или психологических особенностей ребят.
Личная диагностика, то есть диагностика по индивидуальному запросу, не разглашается учителям и администрации, но может быть передана родителям по индивидуальному запросу (пока вам не исполнится 18 лет). А вот ваша личная информация — то о чём вы рассказываете психологу, строго конфиденциальна. Исключение — вам грозит реальная опасность, или вы сами можете навредить себе или кому-то.
Важно отметить, что исключение не касается того, что уже случилось. Это значит, что если вы пришли и рассказали о некотором травмирующем событии в прошлом, психолог не имеет права передавать информацию третьим лицам. Конфиденциальность беседы может быть нарушена только в случае предотвращения беды».
Галина Прутковская: «В практике школьного педагога-психолога существует ряд тем, о которых он обязан сообщить администрации школы и родителям ученика: суицидальные мысли и намерения, преступная деятельность, возможное нанесение вреда здоровью себе или окружающим, об этом психолог предупреждает ученика в начале консультации. Любая другая информация остается клиентской тайной. Результаты беседы с учеником могут быть переданы родителям и/или учителям только с согласия ребенка».
Марина Мицкевич: «Психологические тестирования проводятся в основном по запросу школы — как проходит адаптация, например, или каковы интересы будущих выпускников. Эти данные нужны для сравнительного анализа, чтобы посмотреть, как развиваются учащиеся. Все данные остаются в школе. Если речь идёт об адаптации, особенностях интеллектуального развития или психологическом здоровье, то эти данные часто используют для оценки эффективности педагогического состава. По сути, для учащихся эти тесты не влияют ни на что, но вы всегда можете использовать эту информацию на пользу себе».
Галина Прутковская: «У каждого теста есть статистическая норма. Если ученик «выбивается» из показателей, то психолог может пригласить его на беседу, чтобы узнать, что происходит, и чем он может помочь.
Например, если у ребенка повышенный уровень тревоги, то психолог может помочь ученику научиться с ней справляться. Или если ребенок показывает низкую мотивацию к обучению, негативное отношение к школе, то специалист постарается найти причину и устранить ее совместно с учеником.
Также психолог составляет аналитическую справку по каждому классу и дает рекомендации педагогам, как лучше взаимодействовать с учениками, чтобы сделать обучение более комфортным. К сожалению, это не означает, что все учителя тут же перестроятся на новый лад, но мы стараемся».
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.