Родители боятся, что низкая успеваемость навредит их ребёнку в будущем: он не получит аттестат, не поступит в престижный вуз, не найдёт достойную работу.
Но иногда взрослые воспринимают плохие оценки как признак собственной неуспешности — за бурной реакцией на двойки и требованиями отличных показателей скрывается потребность чувствовать себя хорошим родителем. В погоне за отметками они перестают видеть самого ребёнка и его тревоги.
Что делать родителям, когда ребёнок принёс из школы очередную двойку, разбираемся с психологом Ольгой Некрасовой.
Ольга Некрасова, гештальт-психолог, семейный психолог, опыт работы больше 23 лет
Когда взрослые через стыд и наказание хотят замотивировать ребёнка на учёбу, получается обратный эффект: ребёнок теряет интерес, появляется страх ошибок и может развиться «синдром отличника».
Даже для отъявленного двоечника низкая отметка — это стресс и чувство вины. Поэтому его первая мысль — не «как исправить двойку», а «как скрыть оценку, за которую родители будут ругать».
«Как отреагируют родители на двойку? Что скажет учитель? Будут ли смеяться одноклассники?» — от этих мыслей ребёнку так страшно, что он находится в постоянном напряжении. В этом состоянии блокируются познавательные процессы, и получается замкнутый круг: ребёнок не может воспринимать информацию и думать — получает «неуд» — ему сложно сосредоточиться и учиться, потому что он расстроен — опять двойка.
Вслед за этим появляется обречённость: сколько ни старайся, всё равно ничего не получится, будут только ругань взрослых и насмешки одноклассников. С каждым разом это убеждение крепнет, а желание учиться падает. Как результат — появляется отвращение к знаниям.
💡 Любая учебная деятельность строится на потребности познавать новое: ребёнку интересно ставить эксперименты и исследовать свои возможности. И когда он ошибается, стоит не ругать, а сделать разбор полётов: с какого момента всё пошло не так и как это исправить. Так ребёнок сохранит интерес к учёбе.
Из-за страха ошибки ребёнок не пробует новое. Например, он делает домашние задания только по программе, не интересуется дополнительной информацией и не задаёт уточняющих вопросов. Вдруг он спросит что-то не то?
Так дети из-за страха ошибки остаются в «хорошистах»: учителя их хвалят, родители довольны, всё стабильно.
Однако во взрослой жизни они продолжат бояться: не рискнут поменять скучную работу на интересную, попросить повышения зарплаты, принять повышение — они будут выполнять только то, что умеют делать хорошо, не выходя за рамки должностных инструкций. Страх ошибиться сковывает их и они отказываются от своих желаний: познакомиться с понравившейся девушкой или юношей (Вдруг он/она откажет и посмеётся надо мной?), заняться творчеством (У меня так не получится) — им кажется, что они будут глупо выглядеть в глазах окружающих.
Из-за этого страха они не отважатся стать предпринимателями: в этом деле нужны креативность, нестандартное решение ситуаций, несоответствие нормам и стандартам. А как этого достичь, если боишься сделать что-то не так?
Двойка — это неудача, с которой нужно справиться, сделать выводы и идти дальше. Но отличнику хочется всегда быть на высоте и впереди всех. Такие ребята уверены: пока в дневнике стоят пятёрки, есть любовь и признание учителей и родителей. От этого любое падение воспринимается ими как катастрофа, после которой сложно восстановиться.
Когда дети с синдромом отличника становятся взрослыми, они тоже боятся показаться плохими. Они работают сверхурочно, всем помогают, стараются угодить каждому и пренебрегают своими интересами, лишь бы получить признание, похвалу и положительную оценку. Они коллекционируют грамоты, медали, звания и прочие внешние положительные оценки своего поведения.
«Если не быть первым, не стоит даже и начинать», — так звучит их девиз, из-за которого они часто остаются на прежнем месте. Ведь взяться за новое дело — значит набивать шишки, падать и терпеть неудачу. Для отличника это невыносимая боль: даже если он рискнёт, то при первой же ошибке откажется от задуманного.
Опасность такого жизненного сценария в том, что отличники быстро выгорают на работе и в жизни: из-за страха не соответствовать они находятся в стрессе, у них накапливается недовольство собой и разочарование во всём.
«Проще относитесь к оценкам в школе»: восемь важных советов родителям от подростков
Дети, которым разрешали ошибаться и которых не ругали за неудачи, быстрее подстраиваются под новые обстоятельства. У них лучше развиты следующие качества:
Семь фраз родителей, после которых точно начнётся скандал с подростком
Например, если ребёнок не может пересказать текст параграфа по истории, пусть начнёт с фактов, которые помнит. Он расслабится, пока будет их рассказывать, а в его памяти начнут всплывать новые подробности. Он увидит, что задача с пересказом не невыполнима — можно ещё раз перечитать текст, и результат будет лучше.
Александра на личном опыте убедилась, что поменять направление в образовании или сделать паузу после школы не страшно, а даже полезно. После сдачи ЕГЭ она взяла gap year — год перерыва, о котором рассказывает в нашей статье.
Что делать и не делать родителям, когда дети готовятся к ЕГЭ — советы психолога
Девиз Facebook звучит так: «Не раздумывай долго, косячь и двигайся вперёд». Нежелание выйти за границы привычного и стать лучше — самая большая неудача, по мнению компании. И в этом без ошибок и двоек никак не обойтись.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.