Разбираем алгоритм решения и теорию для выполнения восьмого задания в ЕГЭ 2025 по русскому языку.
Алгоритм
- Прочитайте перечень ошибок
- Прочитайте предложения, в которых нужно найти синтаксические ошибки
- Всегда начинайте с поиска в предложении грамматической основы: подлежащего и сказуемого
- При нахождении причастного оборота ищите главное слово, от которого задаётся вопрос
- При нахождении однородных членов внимательно следите за союзами
- При работе со сложноподчинённым предложением составляйте его схему, которая поможет увидеть границы предложения и ошибки его построения
- Исключите предложения, в которых нет синтаксических ошибок
- Поочерёдно прочитайте предложения с ошибками и соотнесите их с указанными ошибками
- Запишите ответ в виде 5 цифр. Помните, что порядок записи для задания 8 очень важен, будьте внимательны!
Грамматическая ошибка — это нарушение норм литературного языка, связанное со структурой слова, словосочетания или предложения.
Факт! За это задание дают 2 балла, поэтому нужно постараться!
Нарушение построения предложения с несогласованным приложением
Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.)
Ошибка:
Я учусь в онлайн-школе «Вебиуме».
Верно:
Я учусь в онлайн-школе «Вебиум».
Я учусь в «Вебиуме».
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.
- Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
- Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.
Ошибка:
Я наблюдаю за Фиником, играющего с мячиком.
Подготовленный вебинар Агнией был очень увлекательным.
Верно:
Я наблюдаю за Фиником, играющим с мячиком.
Подготовленный Агнией вебинар был очень увлекательным.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
Ошибка:
Подводя итог, любовь — самое важное чувство человека.
Забыв шапку, мне стало холодно.
Верно:
Подводя итог, я хочу сказать, что любовь — самое важное чувство человека.
Забыв шапку, я почувствовал, что мне стало холодно.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)
- В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.
Ошибка:
КВН устроило большой концерт.
Шкаф-кровать отремонтирована.
Все, кто интересуются историей, знает имена пятерых декабристов.
Верно:
КВН устроил большой концерт.
Шкаф-кровать отремонтирован.
Все, кто интересуется историей, знают имена пятерых декабристов.
Неправильное построение предложения с косвенной речью
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.
Ошибка:
Подруга мне подсказала, что тебе нужно быть проще.
Верно:
Подруга мне подсказала, что нужно быть проще.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
- Каждый из однородных членов должен быть соотнесён с общим словом.
- Если однородные члены — прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).
- Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
- Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и
Ошибка:
- Раскольников придумал и восхищается своей теорией.
- Ты красивая и образована.
- Я обожаю читать русских классиков: Достоевский, Пушкин, Гоголь.
- В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.
Верно:
- Раскольников придумал свою теорию и восхищается ею.
- Ты красивая и образованная.
- Я обожаю читать русских классиков: Достоевского, Пушкина, Гоголя.
- В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
Ошибки в построении сложного предложения
- Неверное присоединение придаточной части. Она должна стоять после того слова, от которого зависит.
- Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.
Ошибка:
Мама спросила меня, что нравится ли мне учиться в «Вебиуме».
Верно:
Мама спросила меня, нравится ли мне учиться в «Вебиуме».
Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без
- Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)
- В меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.
- Запомнить: Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам, благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию, По окончании срока, По истечении срока, По прибытии поезда, По приезде
Ошибка:
По приезду в Москву я поступила в вуз мечты.
Благодаря мамы я сегодня не готовила еду.
Верно:
По приезде в Москву я поступила в вуз мечты.
Благодаря маме я сегодня не готовила еду.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Глаголы должны быть согласованы в виде и времени.
Ошибка:
Герой побежал по полю и неожиданно останавливается.
Верно:
Герой побежал по полю и неожиданно остановился.
Нарушение управления
Ошибка:
Я всегда уделяю внимание на ошибки в сочинении.
Верно:
Я всегда уделяю внимание ошибкам в сочинении.
Лайфхак: если научиться безошибочно выполнять задание 8, то это поможет набрать максимум за грамматику в сочинении ЕГЭ!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.