30 задание в ЕГЭ 2026 по химии: разбор демоверсии

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.

В задании 30 нам всегда нужно написать реакцию ионного обмена, сопровождающуюся какими-либо конкретными признаками химической реакции или протекающую вообще без каких-либо признаков и сопровождающуюся образованием веществ, которые могут быть указаны в задании.

💡 Напомню:
Реакция ионного обмена (РИО) — это реакция между электролитами в растворе.

Что от нас требует задание 30 в ЕГЭ 2026 по химии?

  1. Выбрать из перечня подходящие нам вещества.
    💬 Подсказка:
    Сразу вычёркиваем из предложенного перечня вещества, не вступающие в РИО.

  2. Составить молекулярное уравнение реакции, соответствующее всем условиям из задания (выделение газа, изменение цвета раствора, выпадение осадка, образование какого-либо конкретного вещества и т.д.).

  3. Понять, какие из веществ подвергаются электролитической диссоциации, и написать полное ионное уравнение химической реакции.

  4. Сократить «одинаковые» катионы в равном количестве в реагентах и продуктах и записать сокращённое ионное уравнение химической реакции.

Пробуем на задании 30 из демоверсии ЕГЭ 2026 по химии!

Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ:
Хлорид железа(II), хлорид марганца(II), оксид хрома(III), нитрат цинка, гидроксид натрия, перманганат калия.
Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание 30 ЕГЭ 2026 по химии

Из предложенного перечня выберите два вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена, протекающую с образованием амфотерного гидроксида.
Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения только одной возможной реакции.

Решение 30 задания ЕГЭ 2026 по химии

  1. Вычёркиваем из перечня вещества, не являющиеся электролитами (оксиды, простые вещества, некоторые бинарные соединения):
    в нашем перечне Cr₂O₃ не является электролитом.

  2. Читаем условие: необходимо образование амфотерного гидроксида, а значит, у одного из реагентов должна быть гидроксогруппа.
    На такой случай у нас есть NaOH (щёлочь).

  3. Ищем вещество, вступающее в реакцию обмена с NaOH (щёлочью) с образованием амфотерного гидроксида → ищем соль, образованную металлом в с.о. +3, +4 или «металлом-исключением» (Zn, Be, Sn, Pb).
    Находим Zn(NO₃)₂.

✅ Ура, мы нашли 2 реагента, которые вступают в РИО!

Пишем молекулярное уравнение реакции и обязательно его уравниваем:
Zn(NO₃)₂ + 2NaOH = Zn(OH)₂↓ + 2NaNO₃

Пишем полное ионное уравнение реакции, помня, что:

  • Zn(NO₃)₂ — растворимая соль, диссоциирующая на ионы в растворе.

  • NaOH — щёлочь, все щёлочи диссоциируют на ионы.

  • Zn(OH)₂ — осадок, слабый электролит, на ионы не диссоциирует.

  • NaNO₃ — растворимая соль, хорошо диссоциирует на ионы.

⚠️ Важно:
Ионы записываем в том виде, в котором они даны в таблице растворимости (она будет дана на экзамене).

Находим одинаковые ионы слева и справа, взаимно уничтожаем их и записываем сокращённое ионное уравнение (СИУ):

Полное:
Zn²⁺ + 2NO₃⁻ + 2Na⁺ + 2OH⁻ → Zn(OH)₂↓ + 2Na⁺ + 2NO₃⁻

Сокращённое:
Zn²⁺ + 2OH⁻ → Zn(OH)₂↓

✅ Все требования соблюдены: молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения написаны, 2 балла получены, и мы стали ещё ближе к 100 баллам на экзамене! 😄

Обязательно обращаем внимание при решении 30-го задания ЕГЭ 2026 по химии:

Во-первых, вам нужно записать уравнение реакции ионного обмена. Считается, что в эту реакцию вступают электролиты. То есть мы не записываем реакции с участием оксидов, потому что оксиды электролитами не являются.

Второе. Вы должны записать уравнение не окислительно-восстановительной реакции. Кому-то это очевидно, кому-то нет, поэтому на всякий случай проговариваю.

В-третьих. В ионном уравнении вы должны указывать заряды ионов. Если вы забыли, как правильно записывается заряд, открывайте, пожалуйста, таблицу растворимости.

В-четвертых, когда записываете сокращенное ионное уравнение, не забывайте, что нужно сокращать не только повторяющиеся ионы, но и коэффициенты, если это возможно

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Образование
Говорим о сущности образования, его цели, функциях, а также о тенденциях развития современного образования.  Сущность образования  ...
Ботаника для ЕГЭ и ОГЭ 2026 по биологии
Изучение ботаники для ЕГЭ 2026 и ОГЭ 2026 по биологии включает систематику растений, строение клеток и тканей, органы, видоизменения органов и...
100 и 1 самое популярное слово в английском языке
Уверены, что многие слова вы уже знаете, и эта подборка станет дополнительной мотивацией к пополнению более сложного лексического запаса. ...
Алкены
Продолжаем готовиться к ЕГЭ по химии, разбираем алкены! Это второй класс после алканов, который изучается в органической химии. В этой шпаргалке вы...
Культура XIV — XVI веков
Возрождаем культуру после монгольского нашествия! 👀 👉🏻 ИКОНОПИСЬ — Запоминаем Феофана Грека , Андрея Рублёва и Дионисия — «Троица» Андрея...
Инфляция
На очереди шпаргалка по инфляции для ЕГЭ по обществознанию. Разбираемся, что такое инфляция и как она влияет на повышение цен в магазинах.

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.