Дислексия у детей: что нужно знать родителям

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.

Дислексия — расстройство чтения и письма, которое может повлиять на развитие ребёнка. В этой статье рассказываем, что нужно знать родителям о дислексии и какие первые самостоятельные шаги они могут предпринять, чтобы помочь своему ребёнку.

Причины дислексии

Процесс чтения состоит из нескольких этапов: человеку нужно распознать буквы, соотнести их со звуками, сложить их в слоги, а из слогов — в слова. Слова нужно соединить в предложения и потом осознать прочитанное. У человека с дислексией на каком-то из этих этапов происходит сбой, и таким образом нарушается распознавание текста и его понимание. 

Мозг дислексика отличается от мозга человека, который полностью воспринимает текстовую информацию. Однако учёные точно не могут сказать, какие именно участки мозга вызывают дислексию и точно установить её причины. Самая распространённая версия — биологические факторы: генетика, осложнённая беременность, родовые травмы и стрессы.

💬 Сергей Былинкин, наставник Высшей Школы НЛП: Дислексия — это неврологическое расстройство, которое влияет на способность распознавать и связывать звуки с буквами. Но это не признак низкого интеллекта или лени ребёнка. Это просто другой процесс обработки информации в мозге, что может быть преодолено.

Симптомы, которые могут говорить о наличии дислексии

Дислексия в разном возрасте проявляется по-разному.

Дислексия у дошкольника

До шести–семи лет отследить дислексию сложно — дети только учатся чтению и письму, в этом возрасте допускать ошибки нормально. До семи лет специалисты рекомендуют отслеживать некоторую предрасположенность к дислексии и при её наличии проконсультироваться с неврологом, логопедом и психологом. 

💡 «Звоночки», на которые стоит обратить внимание:

1. Он начал ползать намного позднее своих сверстников
2. Ему тяжело держать вилку и ложку
3. Ребёнок поздно заговорил
4. Освоение речи идёт медленнее, чем у сверстников: ребёнок во многих словах путает ударение, предлоги и склонения
5. Испытывает трудности в активных играх, например, бросить мяч в цель, устоять на одной ноге или кататься на велосипеде
6.  Не может повторить простой ритм
7.  Резко меняется настроение, быстро утомляется и не может наладить контакт с детьми

Дислексия у школьников

Чаще всего дислексию замечают в возрасте семи–восьми лет, когда ребёнок отучился в первом классе. В этот период становится понятно, что первоклассник отстаёт от сверстников в освоении учебного материала, что проявляется в трудностях распознать буквы и сопоставить их со звуками. Ошибки в написании слов выглядят странно, например, ребёнок путает слоги местами или сращивает два слога с один. При чтении он может пропускать куски текста, читать очень медленно и быстро утомляться. 

Дислексия у подростков

Симптомы дислексии могут сохраняться и в подростковом возрасте. Школьник может также медленно читать, допускать странные ошибки и не понимать сути прочитанного. Изучение иностранного языка может даваться с большим трудом. 

Дислексия у взрослого

Иногда проблему с чтением и письмом не диагностируют в детстве, и взрослые люди понимают о дислексии, изучив вопрос самостоятельно. Похожие на дислексию проблемы у взрослого могут возникнуть в результате мозговой травмы или инсульта. Полученное расстройство в таком случае называют алексией. 

Диагностика дислексии у детей

Для постановки диагноза дислексии важно исключить другие проблемы со здоровьем. Поэтому нужно проконсультироваться с отоларингологом, офтальмологом, неврологом и нейропсихологом. В 40% случаях у человека с дислексией обнаруживается СДВГ. 

💡Взрослому человеку в России не ставят диагноз дислексии — нет выработанной системы диагностики этой нейробиологической особенности.

💬 Золотова Ирина, детский психолог: Если у вас есть подозрения на дислексию у ребёнка, проконсультируйтесь с педагогом-логопедом, психологом или специалистом по обучению, специализирующимся на расстройствах чтения. Они могут провести оценку и поставить диагноз.

Как помочь ребёнку с дислексией: первые шаги

Если ребёнку диагностируют дислексию, важно посетить логопеда, выполнять специальные упражнения и читать подходящую литературу. 

Обратитесь в школу и обсудите с учителями особенности ребёнка и его потребности. Разработайте план обучения, который будет учитывать его дислексию. Возможно, будет необходимо запросить дополнительную поддержку от специалистов в школе.

Регулярно читайте. Помогайте ребёнку практиковаться в чтении каждый день, используйте разнообразные методы, игры и интересные материалы, чтобы мотивировать его.

Важно не ругать ребёнка за ошибки, поддерживать его и помогать верить в себя. 

Также ребёнка с дислексией можно записать на кружки и занятия, которые помогут ему развиваться и преодолевать сложности в чтении. Вот несколько вариантов:

  • Логопедический кружок — чтобы улучшить произношение, развить слуховое восприятие и закрепить навыки чтения и письма.
  • Художественная студия — чтобы развить творческие навыки и визуальное восприятие.
  • Танцевальная студия — чтобы развить координацию, гибкость и концентрацию внимания, а также улучшить самооценку и чувство ритма.
  • Спортивные секции — чтобы укрепить мышцы, развить координацию и выплеснуть лишнюю энергию.

Каждый ребёнок с дислексией уникален и требует индивидуального подхода. Ему важна поддержка родителей, их понимание и терпение.

В подготовке статьи участвовали детский психолог Ирина Золотова и наставник Высшей Школы НЛП Сергей Былинкин.

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Демоверсия ЕГЭ 2026 по обществознанию: разбор второй части
Валерия Энгельс, преподавательница в Вебиуме, подготовила разбор 17-25 заданий из демоверсии ЕГЭ 2026 по обществознанию — то есть всей второй части. ...
Демоверсия ЕГЭ 2026 по обществознанию: разбор второй части
Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развить
В повседневной жизни мы часто используем слово «интеллект», что ассоциируется с умом, логикой, сообразительностью. Считается, что высокий интеллект,...
Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развить
Типичный день одиннадцатиклассника: герои «Реалити о ЕГЭ» о школьных буднях
Одиннадцатый класс ассоциируется с ранним подъёмом, постоянной подготовкой к ЕГЭ и проблемами со сном. Так ли это? Герои «Реалити о ЕГЭ»...
Типичный день одиннадцатиклассника: герои «Реалити о ЕГЭ» о школьных буднях
Вредные советы: как не стоит писать курсовую
Так делать не нужно — собрали подборку плохих советов о том, как заработать плохую оценку за курсовую или вообще попасть на пересдачу. Советы...
Вредные советы: как не стоит писать курсовую
Как подготовиться к ЕГЭ на 95+: интервью с выпускниками курса «Экстра» по русскому языку
Даша Зиновьева, Полина Труш и Екатерина Нестеренко — выпускницы курса «Экстра» в Вебиуме по русскому языку. В этой статье девушки делятся...
Как подготовиться к ЕГЭ на 95+: интервью с выпускниками курса «Экстра» по русскому языку
Как устроено обучение аутичных детей в школе и вузах: интервью с фондом «Антон тут рядом»
«Антон тут рядом» — петербургский благотворительный фонд поддержки людей с аутизмом. Елена Фильберт, директор фонда, рассказала, как реализуется...
Как устроено обучение аутичных детей в школе и вузах: интервью с фондом «Антон тут рядом»

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.