Дислексия — расстройство чтения и письма, которое может повлиять на развитие ребёнка. В этой статье рассказываем, что нужно знать родителям о дислексии и какие первые самостоятельные шаги они могут предпринять, чтобы помочь своему ребёнку.
Процесс чтения состоит из нескольких этапов: человеку нужно распознать буквы, соотнести их со звуками, сложить их в слоги, а из слогов — в слова. Слова нужно соединить в предложения и потом осознать прочитанное. У человека с дислексией на каком-то из этих этапов происходит сбой, и таким образом нарушается распознавание текста и его понимание.
Мозг дислексика отличается от мозга человека, который полностью воспринимает текстовую информацию. Однако учёные точно не могут сказать, какие именно участки мозга вызывают дислексию и точно установить её причины. Самая распространённая версия — биологические факторы: генетика, осложнённая беременность, родовые травмы и стрессы.
💬 Сергей Былинкин, наставник Высшей Школы НЛП: Дислексия — это неврологическое расстройство, которое влияет на способность распознавать и связывать звуки с буквами. Но это не признак низкого интеллекта или лени ребёнка. Это просто другой процесс обработки информации в мозге, что может быть преодолено.
Дислексия в разном возрасте проявляется по-разному.
До шести–семи лет отследить дислексию сложно — дети только учатся чтению и письму, в этом возрасте допускать ошибки нормально. До семи лет специалисты рекомендуют отслеживать некоторую предрасположенность к дислексии и при её наличии проконсультироваться с неврологом, логопедом и психологом.
💡 «Звоночки», на которые стоит обратить внимание:
1. | Он начал ползать намного позднее своих сверстников |
2. | Ему тяжело держать вилку и ложку |
3. | Ребёнок поздно заговорил |
4. | Освоение речи идёт медленнее, чем у сверстников: ребёнок во многих словах путает ударение, предлоги и склонения |
5. | Испытывает трудности в активных играх, например, бросить мяч в цель, устоять на одной ноге или кататься на велосипеде |
6. | Не может повторить простой ритм |
7. | Резко меняется настроение, быстро утомляется и не может наладить контакт с детьми |
Чаще всего дислексию замечают в возрасте семи–восьми лет, когда ребёнок отучился в первом классе. В этот период становится понятно, что первоклассник отстаёт от сверстников в освоении учебного материала, что проявляется в трудностях распознать буквы и сопоставить их со звуками. Ошибки в написании слов выглядят странно, например, ребёнок путает слоги местами или сращивает два слога с один. При чтении он может пропускать куски текста, читать очень медленно и быстро утомляться.
Симптомы дислексии могут сохраняться и в подростковом возрасте. Школьник может также медленно читать, допускать странные ошибки и не понимать сути прочитанного. Изучение иностранного языка может даваться с большим трудом.
Иногда проблему с чтением и письмом не диагностируют в детстве, и взрослые люди понимают о дислексии, изучив вопрос самостоятельно. Похожие на дислексию проблемы у взрослого могут возникнуть в результате мозговой травмы или инсульта. Полученное расстройство в таком случае называют алексией.
Для постановки диагноза дислексии важно исключить другие проблемы со здоровьем. Поэтому нужно проконсультироваться с отоларингологом, офтальмологом, неврологом и нейропсихологом. В 40% случаях у человека с дислексией обнаруживается СДВГ.
💬 Золотова Ирина, детский психолог: Если у вас есть подозрения на дислексию у ребёнка, проконсультируйтесь с педагогом-логопедом, психологом или специалистом по обучению, специализирующимся на расстройствах чтения. Они могут провести оценку и поставить диагноз.
Если ребёнку диагностируют дислексию, важно посетить логопеда, выполнять специальные упражнения и читать подходящую литературу.
Обратитесь в школу и обсудите с учителями особенности ребёнка и его потребности. Разработайте план обучения, который будет учитывать его дислексию. Возможно, будет необходимо запросить дополнительную поддержку от специалистов в школе.
Регулярно читайте. Помогайте ребёнку практиковаться в чтении каждый день, используйте разнообразные методы, игры и интересные материалы, чтобы мотивировать его.
Важно не ругать ребёнка за ошибки, поддерживать его и помогать верить в себя.
Также ребёнка с дислексией можно записать на кружки и занятия, которые помогут ему развиваться и преодолевать сложности в чтении. Вот несколько вариантов:
Каждый ребёнок с дислексией уникален и требует индивидуального подхода. Ему важна поддержка родителей, их понимание и терпение.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.