Что такое типы привязанности и как они влияют на наши отношения

Александра Чернышева
Автор Без Сменки

Согласно теории привязанностей, люди устанавливают разные виды психологической связи с окружающими. И стиль привязанности напрямую влияет на характер отношений и успех взаимодействия. В детском возрасте стили привязанности проявляются в том, как родители и дети взаимодействуют между собой. Во взрослом — как люди выстраивают романтические отношения. Разбираемся, какие стили бывают у привязанности и как это влияет на общение с окружающими. 

Что такое привязанность

Привязанность — это эмоциональная связь и отношения, которые проявляются заботой по отношению к другому, двустороннему созданию комфорта и удовольствий. Истоки этой теории заложил Фрейд, но её основателем считают  Джона Боулби, который описал привязанность как прочную психологическую связь. 

Боулби разделял идеи Фрейда в части детского опыта: он тоже считал, что детство влияет на особенности взаимодействия с людьми в зрелом возрасте. Учёный пришёл к трём ключевым выводам о природе привязанности: 

  • Он предположил, что у детей, которые растут в уверенности, что их родители всегда рядом и готовы помочь, уровень страха и тревожности ниже. 
  • Эта уверенность формируется в критический период развития: в годы младенчества, детства и отрочества. Ожидания, которые сформировались в эти периоды, как правило, остаются относительно неизменными на протяжении всей жизни человека.
  • Большое значение имеет опыт: если ребёнок уже получил поддержку и любовь, он будет ждать такой же отзывчивости, как и в прошлом. 

Какие бывают типа привязанности

На сегодняшний день выделяют четыре типа привязанности. Некоторые из них приводят к деструктивным отношениям. 

Надёжный тип привязанности 

В детском возрасте надёжный тип привязанности проявляется так: дети заметно расстраиваются, когда родители уходят, и радуются, когда они возвращаются. А испугавшись они ищут утешения у родителя или воспитателя. Дети с надёжной привязанностью легко принимают контакт, инициированный родителем, и приветствуют его возвращение. Но в отсутствие родителя или воспитателя они могут быть в какой-то степени утешены другими близкими людьми.

Родители  обычно больше играют с такими детьми и в целом более отзывчивы к своим детям, чем родители детей с ненадёжной привязанностью. Исследования показали, что такие дети проявляют больше эмпатии на более поздних этапах детства. Они вырастают менее агрессивными и более зрелыми, чем дети с тревожным или избегающим стилем привязанности. 

Тревожный тип привязанности 

Тревожные дети относятся к незнакомым людям с большой подозрительностью, сильно переживают при разлуке с родителем и при возвращении родителя не выглядят утешенными. Иногда они пассивно отвергают родителя, отказываясь от утешения, или открыто проявляет агрессию по отношению к родителю. 

Американские психологи Кэссиди и Берлин через наблюдение обнаружили, что причина тревожного стиля связана с недостатком материнского внимания и тепла. В старшем возрасте нередко дети с таким типом привязанности становятся навязчивыми и зависимыми от окружения. Внешне такие люди кажутся холодными и отстраненными. Они часто не хотят сближаться с другими. И одновременно беспокоятся, что партнёр недостаточно отвечает взаимностью. Это приводит к разрыву отношений. 

Избегающий тип привязанности 

Когда родители отсутствуют, дети начинают избегать родителей. Они не отказываться от внимания со стороны родителей, но и не ищут утешения или контакта. Взрослым с таким типом привязанности трудно заводить близость, они не переживают во время отношений и не переживают, когда происходит разрыв. Им тяжело понять партнёра и оказать эмоциональную поддержку. 

Тревожно-избегающий тип привязанности 

Дети с этим типом привязанности нестабильны в отношениях, они выглядят тревожными и не проявляют интереса к окружающим. Психолог предполагают, что так отражается непоследовательность в поведении родителей. Во взрослом возрасте такие люди часто создают созависимые отношения, а также склонны быстро вступать в отношения, не взвешивая ситуацию. 

Хотя тип привязанности остаётся относительно неизменным на протяжении жизни, его можно подкорректировать. Для этого психологи рекомендуют развивать эмоциональный интеллект, повышать самооценку и проявлять заботу к себе. Об этом можно почитать в наших статьях:

Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развить

Как стать увереннее в себе? Советы для подростков

«Я точно заслужил?»: что такое синдром самозванца и как его преодолеть

Токсичное родительство: как не обидеть своего ребёнка

 

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Как анализировать лирику на ЕГЭ 2026 по литературе
Составила пошаговый план действия анализа лирики на ЕГЭ 2026 по литературе. В конце статьи бонус — система заучивания стихотворений и цитат. ...
Как анализировать лирику на ЕГЭ 2026 по литературе
10 фильмов, чтобы вдохновиться на учёбу
Век живи — век учись. Вроде бы знакомая фраза, но порой так трудно заставить себя заниматься: одолевают усталость и лень, кажется, учёба не имеет...
10 фильмов, чтобы вдохновиться на учёбу
Студентов-медиков на бюджете обяжут подписывать целевой договор с 2026 года
С 1 марта 2026 года студенты медицинских вузов, обучающиеся на бюджете, будут обязаны заключать целевой договор и отработать три года по...
Изменения в ЕГЭ 2026 по литературе: итоги демоверсии от ФИПИ
ЕГЭ 2026 по литературе: изменения в КИМ, новые баллы, критерии оценивания, сочинение, задания 2, 4, 5, 9, 10, 11. Подробный разбор от Василисы...
Изменения в ЕГЭ 2026 по литературе: итоги демоверсии от ФИПИ
Шкалы перевода баллов ЕГЭ в 2024 году
Собрали все шкалы перевода баллов ЕГЭ 2024 по всем предметам. Пользуйся и переводи первичные баллы во вторичные. А в конце статьи найдёшь разборы...
Шкалы перевода баллов ЕГЭ в 2024 году
Разбор демоверсии ЕГЭ-2024 по литературе
В двух словах: это шок.  Вечером 25 августа вышла демоверсия ЕГЭ 2024 по литературе. Из экзамена исчезли произведения Пушкина и Лермонтова,...
Разбор демоверсии ЕГЭ-2024 по литературе

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.