Разобрала задания, которые встретились ребятам на ЕГЭ 2024 по литературе. В конце — три трека подготовки к экзаменам.
🩷 «О любви» А.П. Чехов
Герои тайно влюбляются: Анна – замужняя женщина, ее муж – друг Алехина. Алехин восхищается Анной, он кажется ему умной, интеллигентной красавицей. Он замечает, что Анна тоже испытывает к нему чувства, однако они не могут признаться друг другу в любви, потому что считают, что это признание разрушит их жизни. В конце произведения Анна уезжает в Крым, встречается в поезде с Алехиным, но они все равно расстаются навсегда, так и не решившись изменить свою жизнь ради любви. Здесь важно понимать недостижимость счастья для героев – они боялись изменить свою жизнь, потому и остались несчастными.
🩷 «Горе от ума» А.С. Грибоедов
Чацкий и Софья. Софья – первая любовь Чацкого, он первым делом старается встретиться с ней по приезде в Москву. Однако за время его отсутствия Софья нашла себе другого – Молчалина.
🩷 «Отцы и дети» И.С. Тургенев
Базаров и Анна Одинцова: Анна, несмотря на чувства к Базарову, выбирает свое душевное спокойствие и отказывается от любви.
🍓 “Преступление и наказание”. Воскресение Лазаря
Перед тем, как признаться в преступлении и принять наказание, Родион просит Соню прочитать ему притчу о том, как Иисус Христос воскресил Лазаря, одиннадцатую главу Евангелия от Иоанна. Как и в рассказе Горького, эта легенда не отвлечена от сюжета и образов героев, но раскрывает их глубже – убийца Родион и проститутка Соня надеются так же, как и “друг Христов”, воскреснуть – Соня – “великая грешница”, и Родион – убивший себя, свою душу, а не старуху-процентщицу.
🍓 “Капитанская дочка”. Калмыцкая сказка
Пугачев рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказку:
Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!
Бунтовщик, преступник Пугачев считает, что “лучше раз напиться живой кровью” – по сути, это лишь значит, что он считает, будто лучше короткая, но яркая жизнь, чем длинная, но тоскливая. Однако в контексте образа самого Пугачева эту сказку можно интерпретировать и как оправдание его мятежа. В рассказе Горького легенды о Ларре и Данко тоже иллюстрируют жизненную позицию героини — нужно жить, себя не жалея (Данко), однако гедонизму, эгоизму в человеке всегда есть место (Ларра).
🍓 “Кому на Руси жить хорошо”. Бабья притча
Матрена Тимофеевна рассказывает главным героям поэмы притчу о бабьем счастье, которой с ней поделилась богомолица: “Ключи от счастья женского, // От нашей вольной волюшки // Заброшены, потеряны // У Бога самого!”. Многие пытались отыскать их – и “отцы-пустынножители”, и “жены непорочные” – однако даже господь бог не знает, где они. Притча своеобразно отвечает на идейный вопрос поэмы – женщинам точно не живется “весело, вольготно на Руси”.
🍄 Герои-«самодуры» в произведении: Кабаниха и Дикой. Монолог Кулигина раскрывает сущность нравов Калинова: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” В словах героя описываются основные черты, свойственные жителям: грубость, бедность внутреннего мира, алчность, скрытность.
🔴 Дикой:
— Неприязнь к тем, кто ниже «самодуров» по статусу. Дикой жесток по отношению к жителям города, считает допустимым оскорблять людей: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — это обусловлено и тем, что в Калинове нет более властных лиц. Требуя незаслуженного уважения, герой употребляет в речи ругательства, что демонстрирует его высокомерие: «Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают…»
— Дикой не может спокойно отдавать деньги другим даже за проделанную ими работу, потому что жадность — одна из главных черт его характера, в чем он признается сам: «Потому — только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только…» Алчность влияет на его отношение к людям, делает его враждебным даже к близким: «Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю».
🔴 Кабанова:
— Ревностно защищает старые порядки, правила Домостроя, выступает за подчинение жены мужу. Кабанова считает, что Тихон должен строже относиться к Катерине, из-за чего сама груба с ней: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают».
— Героиня показательно религиозна: молится, часто вспоминает Бога, показывает окружающим свои щедрость и милосердие, при этом груба с членами семьи: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
🌟 Лагерь – своеобразный, отдельный мир. Там действуют особые законы, они жестокие, заключенные выживают, не живут.
🌟 Произведение реалистическое как раз благодаря тому, что Шухов Иван Денисович, главный герой, знает о том, как выглядит лагерная жизнь – он сам отбывает срок. Все события в повести происходят за один день, потому что даже один день раскрывает лагерный быт: “Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три”
— герои вынуждены работать на износ (эпизод, в котором герой радуется тому, как его бригаду не выгнали в Соцгородок тянуть проволоку на морозе)
— они получают несправедливые наказания, постоянно попадают в карцер (об этом тоже говорит Иван Денисович, когда радуется своему наказанию – мытью полов)
— самое страшное здесь – заболеть (что вполне возможное и частое событие исходя из условий), потому что никаких лекарств и помощи не дождешься
— счастье для заключенного – знакомая работа, отсутствие карцера и “шмона”
🍓 Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
🍓 А.П. Чехов «Студент»
💕 Достоевский описывает, к чему следование жестоким, антигуманным идеям может привести общество, как оно способно исказить нравственный облик человека.
💕 Родион Раскольников — герой, проверяющий теорию о «низших» и «собственно людях». Разделение общества на тех, кто имеет право творить злодейства, и тех, кто нужен лишь для продолжения человеческого рода, ошибочно — это автор раскрывает благодаря душевным терзаниям персонажа после совершенного убийства: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Эпизод на каторге свидетельствует о том, что только раскаяние, доброта, любовь способны «воскресить» человека: «…тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека».
💕 Жизненная позиция Свидригайлова — вседозволенность, возможность совершения зла ради благой цели: «Единственное зло и сто добрых дел!» Герой считает, что людям никогда особенно и не была присуща нравственность, а потому испытывать «угрызения совести» по какому-либо поводу неразумно. Финал жизни героя характеризуется осознанием собственного одиночества в мире, его теория не помогает достичь счастья, оказывается нежизнеспособной, приводит Свидригайлова к самоубийству.
💕 Семен Мармеладов — «маленький человек», его судьба показывает, к чему приводит безразличие окружающих, как слабый духом обыватель вынужден существовать в мире, полном несправедливости. Герой признается в своей беспомощности, в том, что не может обеспечить достойное существование семьи: «…я прирожденный скот!» Такая деталь, как чулки жены, особенно остро воспринимается Мармеладовым — тот факт, что ради алкоголя персонаж продает даже их, особенно тяжело воспринимается им, становится доказательством окончательного падения личности.
🩷 Лермонтов, “Нищий”. Лирический герой искренне, нуждаясь, любит и просит любви (сравнение с нищим: “Куска лишь хлеба он просил…” — любовь метафорически сравнивается с хлебом насущным), однако избранница жестоко насмехаясь отвергает его любовь (”И кто-то камень положил // В его протянутую руку” — не просто проигнорировала, а обманула — вместо хлеба камень, вместо любви насмешка).
🩷 Пушкин, “Я вас любил: любовь еще, быть может…”
Лирический герой понимает, что любовь, которая в его душе еще “угасла не совсем”, была невзаимной – он любил “безмолвно, безнадежно”.. Он довольно легко “отпускает” возлюбленную, желая ей счастья, однако иронизирует — вряд ли кто-то другой полюбит ее так сильно, как он: “Я вас любил так искренно, так нежно, // Как дай вам Бог любимой быть другим”.
🩷 (спорно, 1845 г) Некрасов, “На дороге”. Ролевой герой-ямщик рассказывает историю о “злодейке жене”, крестьянке, воспитанной в “господских” условиях — ее вернули из господского дома “на село”, непривычную к жизни крепостных буквально убивает печаль. Ролевой герой тоже опечален — “…становилось // Инда жалко подчас… да куды!”. Он пытается по-крестьянски утешить ее, однако “То натерли ей ногу коты, // То, слышь, ей в сарафане неловко”. Он старается уважать ее, как может, однако не чувствует взаимности:
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…
Я создала три трека для подготовки — стандарт, медиум и хард. А потом распределила для учеников нагрузку в зависимости от их цели ▪
➿ Стандарт — для ребят, которые только начинают подготовку. Они пишут около 5 сочинений в месяц (+пробник) и изучают все обязательные произведения. Для них дополнительная информация дается в кратком формате, чтобы точно успеть. Ничего лишнего, только самое важное.
➿ Медиум — если вы уже готовились, но меняете школу/формат. Так как у вас есть база, нагрузка чуть выше — вас ждет около 7 сочинений в месяц и материалы по произведениям. Такой темп работы позволит расширить базу знаний и изучить новое за 3 месяца до экзамена.
➿ Хард — для тех, кто хочет много практики и уже имеет базу. Здесь мы не просто изучаем обязательные для сдачи экзамена тексты, но и уделяем больше времени дополнительным произведениям на вебинарах. Это самый интенсивный трек.
Но их все объединяет четкая структура материалов — расписание, которое разложит кодификатор «по полочкам», домашки к занятиям, скрипты с подробными конспектами и методичка с необходимыми для ЕГЭ стихами и цитатами.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.