Сложные задания с реального ЕГЭ по литературе

Василиса Бродская
Филологическая дева и главный любитель метафор. 6 лет служу музам и готовлю к ЕГЭ по литературе в Вебиуме.

Разобрала задания, которые встретились ребятам на ЕГЭ 2024 по литературе. В конце — три трека подготовки к экзаменам. 

✨5. В каких произведениях мысли героев о любви не воплотились в реальную жизнь?  

🩷 «О любви» А.П. Чехов

Герои тайно влюбляются: Анна – замужняя женщина, ее муж – друг Алехина. Алехин восхищается Анной, он кажется ему умной, интеллигентной красавицей. Он замечает, что Анна тоже испытывает к нему чувства, однако они не могут признаться друг другу в любви, потому что считают, что это признание разрушит их жизни. В конце произведения Анна уезжает в Крым, встречается в поезде с Алехиным, но они все равно расстаются навсегда, так и не решившись изменить свою жизнь ради любви. Здесь важно понимать недостижимость счастья для героев – они боялись изменить свою жизнь, потому и остались несчастными.

🩷 «Горе от ума» А.С. Грибоедов

Чацкий и Софья. Софья – первая любовь Чацкого, он первым делом старается встретиться с ней по приезде в Москву. Однако за время его отсутствия Софья нашла себе другого – Молчалина.

🩷 «Отцы и дети» И.С. Тургенев

Базаров и Анна Одинцова: Анна, несмотря на чувства к Базарову, выбирает свое душевное спокойствие и отказывается от любви.

✨ 5. Назовите произведение, где еще встречаются легенды или притча, сравните

🍓 “Преступление и наказание”. Воскресение Лазаря 

Перед тем, как признаться в преступлении и принять наказание, Родион просит Соню прочитать ему притчу о том, как Иисус Христос воскресил Лазаря, одиннадцатую главу Евангелия от Иоанна. Как и в рассказе Горького, эта легенда не отвлечена от сюжета и образов героев, но раскрывает их глубже – убийца Родион и проститутка Соня надеются так же, как и “друг Христов”, воскреснуть – Соня – “великая грешница”, и Родион – убивший себя, свою душу, а не старуху-процентщицу. 

🍓 “Капитанская дочка”. Калмыцкая сказка 

Пугачев рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказку: 

Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!

Бунтовщик, преступник Пугачев считает, что “лучше раз напиться живой кровью” – по сути, это лишь значит, что он считает, будто лучше короткая, но яркая жизнь, чем длинная, но тоскливая. Однако в контексте образа самого Пугачева эту сказку можно интерпретировать и как оправдание его мятежа. В рассказе Горького легенды о Ларре и Данко тоже иллюстрируют жизненную позицию героини — нужно жить, себя не жалея (Данко), однако гедонизму, эгоизму в человеке всегда есть место (Ларра).

🍓 “Кому на Руси жить хорошо”. Бабья притча

Матрена Тимофеевна рассказывает главным героям поэмы притчу о бабьем счастье, которой с ней поделилась богомолица: “Ключи от счастья женского, // От нашей вольной волюшки // Заброшены, потеряны // У Бога самого!”. Многие пытались отыскать их – и “отцы-пустынножители”, и “жены непорочные” – однако даже господь бог не знает, где они. Притча своеобразно отвечает на идейный вопрос поэмы – женщинам точно не живется “весело, вольготно на Руси”.

✨11. “Самодурство в драме «Гроза»

🍄 Герои-«самодуры» в произведении: Кабаниха и Дикой. Монолог Кулигина раскрывает сущность нравов Калинова: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” В словах героя описываются основные черты, свойственные жителям: грубость, бедность внутреннего мира, алчность, скрытность.

🔴 Дикой:

— Неприязнь к тем, кто ниже «самодуров» по статусу. Дикой жесток по отношению к жителям города, считает допустимым оскорблять людей: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — это обусловлено и тем, что в Калинове нет более властных лиц. Требуя незаслуженного уважения, герой употребляет в речи ругательства, что демонстрирует его высокомерие: «Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают…»

— Дикой не может спокойно отдавать деньги другим даже за проделанную ими работу, потому что жадность — одна из главных черт его характера, в чем он признается сам: «Потому — только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только…» Алчность влияет на его отношение к людям, делает его враждебным даже к близким: «Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю».

🔴 Кабанова:

— Ревностно защищает старые порядки, правила Домостроя, выступает за подчинение жены мужу. Кабанова считает, что Тихон должен строже относиться к Катерине, из-за чего сама груба с ней: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают».

— Героиня показательно религиозна: молится, часто вспоминает Бога, показывает окружающим свои щедрость и милосердие, при этом груба с членами семьи: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

✨ 11.3 Картины лагерного быта («Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын)

🌟 Лагерь – своеобразный, отдельный мир. Там действуют особые законы, они жестокие, заключенные выживают, не живут. 

🌟 Произведение реалистическое как раз благодаря тому, что Шухов Иван Денисович, главный герой, знает о том, как выглядит лагерная жизнь – он сам отбывает срок. Все события в повести происходят за один день, потому что даже один день раскрывает лагерный быт: “Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три”

— герои вынуждены работать на износ (эпизод, в котором герой радуется тому, как его бригаду не выгнали в Соцгородок тянуть проволоку на морозе)

— они получают несправедливые наказания, постоянно попадают в карцер (об этом тоже говорит Иван Денисович, когда радуется своему наказанию – мытью полов)

— самое страшное здесь – заболеть (что вполне возможное и частое событие исходя из условий), потому что никаких лекарств и помощи не дождешься

— счастье для заключенного – знакомая работа, отсутствие карцера и “шмона”

✨ 4. Почему Данко можно отнести к вечным образам литературы? 

  1. Смелый. «Красивые всегда смелы». Данко – уникальный герой. Горящее сердце героя – яркая метафора смелости и внутренней силы.  «Во мне есть смелость вести». 
  2. Гуманист.  Видя, как страдают близкие ему люди, Данко «понес труд», отдал свою жизнь за других несмотря на то, что они были слабы и неблагодарны. Горький передает это через сравнение – люди подобны зверям, готовы уничтожить смельчака Данко.

✨ 11.4 Тема поиска счастья в русской литературе (На примере произведения А. П. Чехова, Н. А. Некрасова) 

🍓 Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

  1. Крестьяне. Счастье крестьянина «с заплатами», «с мозолями». Глава «Счастливые». Обычные люди, старуха и рекрут, пытаясь получить в награду от мужиков, ищущих счастливого, угощение, рассказывают о своем счастье. Рассказы сводятся к выживанию – выросла свекла, не умер на войне. Ипат – холоп князя Утятина. Для него счастье – быть рабом.
  2. Дворяне. Оболт-Оболдуев вспоминает о прекрасном дореформенном быте дворянина: охота, роскошная жизнь. «Теперь не та уж Русь», – сокрушается помещик. Для него счастье – это прошедшие времена торжества барской жизни. Безнаказанность – «Сорил казну народную / И думал век так жить».
  3. 5 счастливцев. Особая концепция Некрасова. Песенка Русь Добросклонова, которая посвящена народному счастью. В ней автор выводит формулу настоящего счастья – ответа на вопрос «Кому живется весело вольготно на Руси»:  «В рабстве спасенное / Сердце свободное».  По-настоящему счастливыми у Некрасова являются те герои, которые сохранили свободу и гордость, несмотря на трудности. Яким Нагой (« На мерочку господскую/ Крестьянина не мерь»), Ермил Гирин (счастлив народной любовью), Матрёна Корчагина (сохранила семью), Савелий Богатырь Святорусский («Клейменный, да не раб») и Гриша Добросклонов. 

🍓 А.П. Чехов «Студент»

  1. Символическое значение весны и Пасхи. Весна – символ возрождения и начала новой жизни. В экспозиции Иван Великопольский с досадой и отчаяньем рассуждает о том, что мрак, нищета, разорение было и «При Рюрике, и при Петре».  В природе: «Не похоже, что скоро Пасха». Состояние героя, его печальные мысли отражены в описании природы.
  2. Сочувствие – то, что объединяет людей. Великопольский встречает на поле двух баб. Рассказывает им о истории об отречении Петра и неожиданно для себя видит в их глазах слезы сочувствия. Для него открывается новая истина. Он понимает, что в мире есть люди, способные сострадать даже тем, кто незнаком им и далек от них, как далеки от этих женщин евангельские события.
  3. Из печали и тьмы – к свету. В конце Чехов снова сосредотачивает внимание на пейзаже. Он преображается, сам Великопольский чувствует начало весны. Автор замечает, что герою было всего лишь 22 года. Усталость жизни покидает Ивана: «И жизнь казалась ему <…> полной великого смысла»

✨ 11.2 Что позволяет назвать “Преступление и наказание” романом-предупреждением? 

💕 Достоевский описывает, к чему следование жестоким, антигуманным идеям может привести общество, как оно способно исказить нравственный облик человека.

💕 Родион Раскольников — герой, проверяющий теорию о «низших» и «собственно людях». Разделение общества на тех, кто имеет право творить злодейства, и тех, кто нужен лишь для продолжения человеческого рода, ошибочно — это автор раскрывает благодаря душевным терзаниям персонажа после совершенного убийства: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Эпизод на каторге свидетельствует о том, что только раскаяние, доброта, любовь способны «воскресить» человека: «…тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека».

💕 Жизненная позиция Свидригайлова — вседозволенность, возможность совершения зла ради благой цели: «Единственное зло и сто добрых дел!» Герой считает, что людям никогда особенно и не была присуща нравственность, а потому испытывать «угрызения совести» по какому-либо поводу неразумно. Финал жизни героя характеризуется осознанием собственного одиночества в мире, его теория не помогает достичь счастья, оказывается нежизнеспособной, приводит Свидригайлова к самоубийству.

💕 Семен Мармеладов — «маленький человек», его судьба показывает, к чему приводит безразличие окружающих, как слабый духом обыватель вынужден существовать в мире, полном несправедливости. Герой признается в своей беспомощности, в том, что не может обеспечить достойное существование семьи: «…я прирожденный скот!» Такая деталь, как чулки жены, особенно остро воспринимается Мармеладовым — тот факт, что ради алкоголя персонаж продает даже их, особенно тяжело воспринимается им, становится доказательством окончательного падения личности.

✨ 10. В каких еще произведениях раскрывается тема неразделенной любви (Первая половина 19 века). 

🩷 Лермонтов, “Нищий”. Лирический герой искренне, нуждаясь, любит и просит любви (сравнение с нищим: “Куска лишь хлеба он просил…” — любовь метафорически сравнивается с хлебом насущным), однако избранница жестоко насмехаясь отвергает его любовь (”И кто-то камень положил // В его протянутую руку” — не просто проигнорировала, а обманула — вместо хлеба камень, вместо любви насмешка). 

🩷 Пушкин, “Я вас любил: любовь еще, быть может…” 

Лирический герой понимает, что любовь, которая в его душе еще “угасла не совсем”, была невзаимной – он любил “безмолвно, безнадежно”.. Он довольно легко “отпускает” возлюбленную, желая ей счастья, однако иронизирует — вряд ли кто-то другой полюбит ее так сильно, как он: “Я вас любил так искренно, так нежно, // Как дай вам Бог любимой быть другим”.

🩷 (спорно, 1845 г) Некрасов, “На дороге”. Ролевой герой-ямщик рассказывает историю о “злодейке жене”, крестьянке, воспитанной в “господских” условиях — ее вернули из господского дома “на село”, непривычную к жизни крепостных буквально убивает печаль. Ролевой герой тоже опечален — “…становилось // Инда жалко подчас… да куды!”. Он пытается по-крестьянски утешить ее, однако “То натерли ей ногу коты, // То, слышь, ей в сарафане неловко”. Он старается уважать ее, как может, однако не чувствует взаимности: 

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…

Подготовка к ЕГЭ 2025 по литературе

Я создала три трека для подготовки — стандарт, медиум и хард. А потом распределила для учеников нагрузку в зависимости от их цели ▪

Стандарт — для ребят, которые только начинают подготовку. Они пишут около 5 сочинений в месяц (+пробник) и изучают все обязательные произведения. Для них дополнительная информация дается в кратком формате, чтобы точно успеть. Ничего лишнего, только самое важное. 

➿ Медиум — если вы уже готовились, но меняете школу/формат. Так как у вас есть база, нагрузка чуть выше — вас ждет около 7 сочинений в месяц и материалы по произведениям. Такой темп работы позволит расширить базу знаний и изучить новое за 3 месяца до экзамена.

➿ Хард — для тех, кто хочет много практики и уже имеет базу. Здесь мы не просто изучаем обязательные для сдачи экзамена тексты, но и уделяем больше времени дополнительным произведениям на вебинарах. Это самый интенсивный трек.

Но их все объединяет четкая структура материалов — расписание, которое разложит кодификатор «по полочкам», домашки к занятиям, скрипты с подробными конспектами и методичка с необходимыми для ЕГЭ стихами и цитатами.

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

ЕГЭ 2023: разбор вариантов Дальнего Востока
Решение вариантов с Дальнего Востока — гарантия уверенности на реальном ЕГЭ. На экзамене могут попасться похожие задания, поэтому стоит утром уделить...
ЕГЭ 2023: разбор вариантов Дальнего Востока
5 вещей, которые помогут ребёнку успокоиться перед экзаменами
До экзамена остаются считанные дни, а уверенность вашего ребенка в своих знаниях снижается? Это первые признаки стресса. Специалисты утверждают, что...
5 вещей, которые помогут ребёнку успокоиться перед экзаменами
Перевод баллов ОГЭ по английскому языку 2023 года
Английский язык один из самых популярных предметов в 9 классе. Проходной балл для ОГЭ по английскому языку в 2023 году составляет 29 баллов. В этой...
Перевод баллов ОГЭ по английскому языку 2023 года
«Я готовилась к ЕГЭ и участвовала во всех внешкольных активностях»: интервью с Ариной о поступлении в РАНХиГС, участии в олимпиадах и молодёжных организация
Арина Филиппова училась в МБОУ СОШ №69 города Пензы. Уже тогда она была активисткой и лидером коллектива. Как ей удалось совмещать подготовку к ЕГЭ и...
«Я готовилась к ЕГЭ и участвовала во всех внешкольных активностях»: интервью с Ариной о поступлении в РАНХиГС, участии в олимпиадах и молодёжных организация
10 коротких произведений, которые помогут сдать ЕГЭ по русскому языку
Экзамены не за горами, а свободное время на чтение произведений вроде «Войны и мира» есть не у каждого. Мы предлагаем список коротких произведений,...
10 коротких произведений, которые помогут сдать ЕГЭ по русскому языку
10 бесплатных приложений, которые помогут повысить грамотность
Обидно делать ошибки в простых словах и получать замечания из-за неправильного ударения. Поэтому делимся девятью бесплатными приложениями, которые...
10 бесплатных приложений, которые помогут повысить грамотность

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.