Буллинг или, проще говоря, травля — к сожалению, частое явление в современной школьной среде. Одну из главных ролей в избавлении от травли играет родитель. Из этой статьи вы узнаете, почему возникает буллинг и как выйти из таких отношений ребёнку. Разобраться в теме нам помогли психологи.
Комментирует детский психолог Ольга Саламахина
Буллинг — это травля, притеснение жертвы группой лиц. Раньше использовался термин «издевательство», им описывали агрессивное поведение мужчины к женщине. Затем термин стали использовать и в детской психологии, так появилось понятие «буллинг».
Если унижения и оскорбления существуют только среди двух детей, то это считается конфликтом. В травле есть «жертва» и «тиран», и жертвой может стать любой ребёнок, который отличается от группы весом, внешним видом, интересами, ценностями, мировоззрением или идеями.
Выделяют три вида буллинга:
😣 физический — когда ребёнка бьют, толкают, пинают, то есть причиняют физическую боль;
😣 словесный — когда его обзывают, унижают словами, возможно затрагивают близких людей, используют шантаж и манипуляции;
😣 буллинг-игнор — когда дети игнорируют и не общаются, не берут в компанию, выходят, как только ребёнок вошёл в помещение, не принимают его помощь.
Иногда эти три вида травли объединяются в один.
Часто буллинг начинается, когда ребёнок переходит в новую школу или класс и новое окружение воспринимают его как «чужого». Психологи советуют использовать копинг-стратегии, чтобы справиться со стрессом на новом месте. Рассказываем про них в нашей статье «Что делать, если я попал в новый коллектив: класс, группу или секцию».
Семейный консультант и клинический психолог Наталья Манухина отмечает, что родители могут заметить, что их ребёнка обижают в классе, если тот одинок, грустен, мало или ни с кем не общается. Например, одноклассники могут с ним не разговаривать, задирать, толкать и не брать в игры.
Если ребёнок не хочет рассказывать о своих школьных отношениях, то нужно обратить внимание на следующие три состояния:
❗️Ребёнок не справится с буллингом самостоятельно: он привыкнет к нему, но при этом его самооценка упадёт, он получит серьёзную психологическую травму, которая будет сопровождать его всю жизнь.
Рекомендации родителям от детского психолога Марии Макухиной
👉 Поговорите с классным руководителем. Не с позиции обвинителя, а с позиции союзника, который готов разбираться в ситуации и сотрудничать со школой. Расскажите, что поведение ребёнка изменилось, изложите факты: появившиеся синяки и ссадины, пропавшие или испорченные вещи. Узнайте мнение классного руководителя об этой ситуации.
👉 Если вы сталкиваетесь с равнодушием и непониманием представителей школы, возможно, стоит задуматься о смене места учёбы;
Психологи обращает внимание: если вы узнали, что ваши дети принимают участие в травле в роли агрессора, вам необходимо вмешаться. В таких случаях не обойтись без помощи психолога: участие в травле может говорить об отсутствии у ребёнка эмпатии, неумении общаться, «вливаться» в компанию сверстников или о нестабильной самооценке.
❗️ В общении со сверстниками ребёнок воспроизводит стиль общения, принятый в семье. Если родители общаются с ним с позиции силы, критикуют его по любому поводу, ему просто негде и не у кого научиться выстраивать здоровую коммуникацию. Возможно, стоит критически посмотреть на атмосферу в семье и отношения с ребёнком и начать менять её в сторону большего взаимного доверия и поддержки.
Бывает, что родители знают, что их ребёнок участвует в травле, но закрывают на это глаза. Они объясняют такое поведение проявлением лидерских качеств. Но стоит задуматься: почему ребёнок предпочитает проявлять лидерские качества, не направляя их в мирное русло, а мучая и унижая других?
В ситуации травли, как правило, больше жалеют жертву, ослабляя её позиции и подчёркивая уязвимость. Но агрессор нуждается в помощи не меньше жертвы. И когда взрослые обвиняют и наказывают агрессора, то создают ситуацию «обратной травли» вместо того, чтобы разобраться в происходящем: почему агрессор выбрал именно такой путь коммуникации?
Психолог Наталья Манухина обращает внимание, что важен разговор с агрессором:
Детский психолог Мария Макухина отмечает, что перед детьми стоит выбор: примкнуть к агрессору или встать на сторону жертвы, тем самым тоже став жертвой. И они выбирают безопасную роль наблюдателей: не участвуют в травле, но и не защищают жертву. Наблюдателей всегда большинство, и, если бы с каждым из них поговорили родители и убедили высказать свою позицию, агрессоры поняли бы, что их действия заметны и неприемлемы.
❗️ Если вы знаете, что в классе вашего ребёнка происходит травля (даже если она не касается его напрямую), не молчите: поговорите с ним и привлеките к происходящему внимание педагогов и руководства школы.
Нужно обратиться к специалисту. Сначала к школьному психологу, но если он не может помочь, то найти специалиста самостоятельно.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.