Разбор демоверсии ЕГЭ 2026 по истории

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.

Задание 1

Условие:
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События:
А) Вхождение Крыма в состав Российской Федерации
Б) Включение Псковской земли в состав Русского государства
В) Вхождение Финляндии в состав Российской империи
Г) Освобождение Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Годы:

  1. 1485 г.

  2. 1510 г.

  3. 1809 г.

  4. 1942 г.

  5. 1944 г.

  6. 2014 г.

Ключ: 6235

  • А) Вхождение Крыма в состав Российской Федерации произошло по итогам референдума 2014 г.

  • Б) Включение Псковской земли в состав Русского государства произошло в период правления Василия III в 1510 г. При нём же в состав Российского государства вошли Смоленск (1514 г.) и Рязань (1521 г.).

  • В) Вхождение Финляндии в состав Российской империи произошло в 1809 г. по Фридрихсгамскому миру, завершившему русско-шведскую войну (1808–1809 гг.).

  • Г) Освобождение Севастополя от немецко-фашистских захватчиков произошло 9 мая 1944 г.

Задание 2

Условие:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

  1. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

  2. Взятие Измаила русскими войсками под командованием А.В. Суворова

  3. Освобождение Москвы от польско-литовских интервентов

Ключ: 6235

    1. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию — 1498 г.

    1. Взятие Измаила русскими войсками под командованием А.В. Суворова — 1790 г.

    1. Освобождение Москвы от польско-литовских интервентов — 1612 г.

Правильный порядок: 1–3–2.

Задание 3

Условие:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы:
А) Формирование Древнерусского государства
Б) Реформы Избранной рады
В) Проведение большевиками новой экономической политики (НЭП)
Г) Внутренняя политика Николая I

Факты:

  1. Ограничение местничества на время военных действий

  2. Финансовая реформа Г.Я. Соколинникова

  3. Объединение Киева и Новгорода под властью одного князя

  4. Издание жалованной грамоты дворянству

  5. Издание Новоторгового устава

  6. Издание Свода законов Российской империи

Ключ: 3126

  • А) Объединение Киева и Новгорода под властью одного князя произошло в 882 г. после похода князя Олега Вещего на Киев – это один из этапов формирования Древнерусского государства.

  • Б) Ограничение местничества на время военных действий было введено в 1550 г. – это одна из реформ Избранной рады.

  • В) Финансовая реформа Г.Я. Соколинникова (1922–1924 гг.) была проведена в период новой экономической политики.

  • Г) Издание Свода законов Российской империи (1832 г.) – это событие периода правления Николая I.

Задание 4

Условие:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Таблица:

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Донецк А 2020-е гг.
Б Строительство Транссибирской магистрали В
Деревня Андрусово Подписание перемирия между Россией и Речью Посполитой Г
Д Е 1910-е гг.

Варианты:

  1. Петроград

  2. Севастополь

  3. 1890-е гг.

  4. Владивосток

  5. 1660-е гг.

  6. Ввод в эксплуатацию первой в мире атомной электростанции

  7. Деятельность Всероссийского Учредительного собрания

  8. 1790-е гг.

  9. Вхождение в состав Российской Федерации

Ключ: 943517

  • А) В 2020 г. Донецк вошёл в состав Российской Федерации.

  • Б) Строительство Транссибирской магистрали началось в 1891 г. при императоре Александре III. Эта магистраль соединила Европейскую часть России с Дальним Востоком (Владивосток).

  • В) Русско-польская война 1654–1667 гг. закончилась подписанием Андрусовского перемирия в 1667 г.

  • Г) В январе 1918 г. в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) было созвано Всероссийское Учредительное собрание, которое должно было принять решение о будущем устройстве Российского государства.

Задание 5

Условие:
Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События:
А) Деятельность Посольского приказа в период правления Алексея Михайловича
Б) Специальная военная операция (СВО)
В) Деятельность Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия
Г) Битва за Берлин

Участники:

  1. А.М. Курбский

  2. М.Т. Лорис-Меликов

  3. А.С. Матвеев

  4. А.С. Макаров

  5. М.В. Кантария

  6. Б.С. Цыбулько

Ключ: 4625

  • А) А.С. Матвеев был главой Посольского приказа в 1671–1676 гг. – период правления Алексея Михайловича.

  • Б) Б.С. Цыбулько – участник Специальной военной операции (СВО).

  • В) М.Т. Лорис-Меликов являлся главой Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия, которая была создана в 1880 г. для противодействия тайным организациям и террору.

  • Г) М.В. Кантария вместе с М.А. Егоровым водрузил Знамя Победы на крышу Рейхстага в ходе битвы за Берлин.

Задание 6

Условие:
Прочтите отрывок из записок исторического деятеля. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Текст:
«Верховный Совет торжествовал победу. Власть перемещалась из рук государя в руки 12 неограниченных правителей. Деспотизм заменялся олигархией. Дворянство не могло, не хотело и не должно было соглашаться на это. Дворянство обратилось к государыне с петицией, в которой просило созвать совет дворян и поручить ему обсуждение вопроса о выборе наиболее желательной формы правления. Салтыковы, Трубецкие, Головкин, Баратынские, Антиох Кантемир, словом, лица, стремившиеся из личных целей к восстановлению самодержавия, соединились с конституционалистами, вместе временно воспользовавшись их услугами и при первой возможности разрушить их планы. Это им, как известно, удалось. По заранее обдуманному плану императрица пригласила всех вельмож на обед. Дворяне, собиравшиеся уезжать, были задержаны, и им было предложено собраться в большом зале. Там решено было составить кондиции и просить императрицу:

  1. Уничтожить Верховный Совет.

  2. Учредить Сенат из 21 члена.

  3. Восстановить самодержавие.

  4. Но решать выбрать: а) сенаторов; б) губернаторов; в) президентов коллегий.

После обеда императрица опять вышла к дворянам, и Антиох Кантемир прочёл ей новую петицию. Бумага немедленно была принесена. Обернувшись к Долгорукову, государыня сказала ему: «Василий Лукич, ты меня, стало быть, обманул?!» – и разорвала бумагу. Раздалось «ура!». … ______ объявила, что восстанавливается самодержавие, и не прибавила ни слова больше: не было дано ни малейшего обещания. Верховный Совет был побеждён, победа, которую конституционалисты думали одержать, досталась приверженцам самодержавия».

Суждения:

  1. Упомянутая в отрывке петиция, составленная представителями дворянства, содержала требование роспуска Сената.

  2. По свидетельству автора, победа верховников означала установление в России олигархического правления.

  3. Государственный орган, упомянутый в первом абзаце, был создан в годы правления Петра I.

  4. Императрицей, имя которой дважды пропущено в тексте, была дочь первого русского императора.

  5. Современниками описываемых в отрывке событий были Э.И. Бирон и А.И. Остерман.

  6. Из слов автора следует, что в борьбе с верховниками сторонники самодержавия соединились с конституционалистами.

Ключ: 2456

    1. Нет, петиция содержала три требования: «Учредить Сенат из 21 члена», а не распустить Сенат.

    1. Да, «Деспотизм заменялся олигархией».

    1. Нет, Верховный тайный совет был создан в 1726 г. – это время правления Екатерины I.

    1. Да, Анна Иоанновна – дочь Ивана V, который был братом Петра I (первого русского императора).

    1. Да, Э.И. Бирон и А.И. Остерман были современниками Анны Иоанновны.

    1. Да, «лица, стремившиеся из личных целей к восстановлению самодержавия, соединились с конституционалистами».

Задание 7

Условие:
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Памятники культуры:
А) «История о великом князе Московском»
Б) Роман «Братья Карамазовы»
В) «Слово о законе и благодати»
Г) Трилогия «Хождение по мукам»

Характеристики:

  1. Произведение, посвящённое Отечественной войне 1812 г.

  2. Автор – митрополит Иларион.

  3. Произведение создано в период Смутного времени.

  4. Автор – А.Н. Толстой.

  5. Автор – Ф.М. Достоевский.

  6. Произведение создано в XVI в.

Ключ: 6524

  • А) «История о великом князе Московском» – произведение XVI в., написанное А.М. Курбским.

  • Б) Роман «Братья Карамазовы» – произведение второй половины XIX в., автор – Ф.М. Достоевский.

  • В) «Слово о законе и благодати» – произведение XI в., созданное митрополитом Иларионом.

  • Г) Трилогия «Хождение по мукам» – произведение первой половины XX в., написанное А.Н. Толстым.

Задание 8

Условие:
Заполните пропуск в предложении: «Этот номер газеты вышел в тысяча девятьсот ________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

Фрагмент газеты:
Советский боец. «Варшава взята! Скоро проклятому немцу крышка!»

Ключ: СОРОКПЯТЫЙ

Пояснение:
На газете есть маркеры «Варшава взята!» и «Нам до Берлина осталось 440 км». Варшава была освобождена советскими войсками в январе 1945 г.

Задание 9

Условие:
Укажите правителя России в период, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками.

Ключ: АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Пояснение:
На карте показана территория, охваченная восстанием под предводительством Степана Разина, активная фаза которого пришлась на 1670–1671 гг. – это время правления царя Алексея Михайловича Романова (1645–1676 гг.).

Задание 10

Условие:
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «5», в котором произошло событие, отражённое на схеме.

Ключ: СИМБИРСК

Пояснение:
Симбирск (ныне Ульяновск) восставшие безуспешно пытались захватить в 1670 г.

Задание 11

Условие:
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, дважды пропущенного в тексте.

Текст:
«Восставшие окружили Царицын, но город не сдавался: царицынский воевода рассчитывал на помощь стрельцов, которые шли на помощь осаждённым. Однако в городе вспыхнул бунт, он был захвачен, а воевода – убит. В Царицыне состоялся военный совет, на котором решили идти на юг, чтобы захватить сулить в дельте Волги торговый город _______. Миновав Чёрный Яр, восставшие вскоре подошли к ______ и при поддержке городской бедноты захватили город».

Ключ: АРХАНГЕЛЬСК

Задание 12

Условие:
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты:

  1. Флажком на схеме обозначено место казни предводителя восстания, события которого отражены на схеме.

  2. Нет, переименование реки после восстания относится к Крестьянской войне Е. Пугачёва (1773–1775 гг.). Тогда р. Яик, по которой проходило восстание, была переименована в р. Урал.

  3. Нет, А.В. Суворов участвовал в подавлении восстания Е. Пугачёва в XVIII веке.

  4. Нет, воеводой царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I) называл себя И. Болотников, восстание которого проходило в 1606–1607 гг.

  5. Да, видно на карте.

  6. Под цифрой «7» на схеме – Нижний Новгород, в 1611 году именно там было сформировано Второе народное ополчение во главе с К. Мининым и Д. Пожарским.

Ключ: 56

Задание 13

Условие:
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 13 и 14.

Текст:
Из доклада, подготовленного политическим деятелем к Пленуму ЦК КПСС:
«Прошло уже три года с того времени, когда XII съезд КПСС принял новую Программу партии. Главный итог этих лет состоит в том, что советские люди самоотверженно трудятся во имя построения коммунизма, – в интересах процветания нашего государства, улучшения жизненного уровня всех трудящихся. За истекшие годы достигнуты определённые успехи в развитии народного хозяйства. Цифры и факты нам известны, их позволительно не называть их. Однако было бы ошибочным называть достижения, замазывать крупные недостатки. Ни для кого не секрет, что у нас создан и безмерно раздувается своего рода миф о якобы «великом десятилетии» в развитии нашей экономики. Доказывается, будто за годы, в течение которых товарищ _______ находится у власти, в хозяйственном развитии страны произошло чудо. Сам он в своих бессмысленных выступлениях и записках без конца твердит, что дела у нас идут хорошо. Ему вторят печать, радио и телевидение. Послушать их – у нас вроде бы вот-вот коммунизм наступит и всё выше развитие нашей экономики – это триумфальный марш успехов и побед…»

Ключ:

  1. Год – 1964 г.

  2. Фамилия – Хрущёв

  3. Исторический деятель – А.Н. Косыгин

Пояснение:
В тексте речь идёт о XXII съезде КПСС, который принял новую программу партии. Он прошёл в 1961 г., в период руководства Н.С. Хрущёва. В 1960-е гг. пост Председателя Совета Министров СССР занимал А.Н. Косыгин.

Задание 14

Условие:
В чём, по утверждению автора доклада, состоит правда о развитии экономики СССР в ходе «великого десятилетия»? Как автор доклада охарактеризовал профессиональные качества людей, которые подготовили Программу КПСС? Как автор доклада характеризует сроки, установленные в Программе КПСС для достижения ряда показателей?

Ключ:

  1. Правда – экономика СССР по ряду важнейших направлений резко ухудшила свои показатели.

  2. Качество людей – знающие экономику в теоретическом плане, но очень далёкие от жизни.

  3. Сроки – нереальные.

Задание 15

Условие:
Укажите князя, имя и фамилия которого запечатлены на памятной медали. Используя изображения, приведите одно любое обоснование вашего ответа.

Ключ:

  1. Князь – Д.М. Пожарский.

  2. Обоснование: на монете также назван К. Минин, инициатор создания Второго ополчения, именно он предложил пригласить военным руководителем князя Пожарского. На правой части изображения указан Нижний Новгород – место формирования ополчения.

Задание 16

Условие:
Какой из представленных памятников архитектуры был возведён после событий, изображённых на медали? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник. Укажите название города, где находится этот памятник архитектуры.

Варианты:

  1. Дмитриевский собор, XII в., Владимир.

  2. Церковь Вознесения в Коломенском, XVI в., Москва.

  3. Успенский собор Московского Кремля, XV в., Москва.

  4. Исаакиевский собор, XIX в., Санкт-Петербург.

Ключ:

  1. Цифра – 4.

  2. Город – Санкт-Петербург.

Пояснение:
Исаакиевский собор построен в XIX в. архитектором О. Монферраном.

Задание 17

Условие:
Укажите год, пропущенный в одном из отрывков. Укажите командующего Юго-Западным фронтом в период битвы, события которой описаны в обоих отрывках. Какое отрицательное последствие с военной точки зрения согласно одному из отрывков имела для гитлеровцев катастрофа под Сталинградом?

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Отрывок А:
«Нельзя сказать, что стремление гитлеровцев во что бы то ни стало сохранить сталинградский плацдарм было совершённым безумием, как это часто трактуется. Нет, на то были существенные причины у германского главнокомандования. Кратко охарактеризуем их. Изгнание немцев из Сталинграда с политической точки зрения являлось признанием провала не только кампании истекшего года, но и более значительного периода войны. Союзники гитлеровской Германии оно показывало слабость “великого рейха”. С военной точки зрения катастрофа под Сталинградом отнимала у гитлеровцев всякую надежду на дальнейшие наступательные действия на юге. Гитлеровская же ставка, продолжавшая переоценивать свои силы и недооценивать увеличившиеся возможности Советского государства, стремилась во что бы то ни стало сохранить сталинградский плацдарм во весь ________ год и использовать его потом как исходный рубеж для нового удара на юг».

Отрывок Б:
«29 января нам стало известно, что штаб 6-й армии отступил на западную окраину Сталинграда, но, где точно он находился, пока не знал никто. За общие выраженные неприятные показания, что штаб Паулюса находится в районе универмага, не текло в полное наступление наших армий. Много было причин, которые не прекращали действий и не могли снова окружить противника. С этой целью был организован розыск подразделения мотосвязи 38-й мотобригады с несколькими инженерно-сапёрными батальонами для возобновления подступов к универмагу. При отрыве находился начальник разведки фронта генерал-лейтенант Штеменко со средствами связи. К 6 часам утра окружение универмага и полностью, и мотивированной уверенной в решении штаба 6-й армии. Один из ответственных генералов штаба Россие заявил, что переговоры о сдаче в плен будут вестись только с представителями командования армии или фронта…»

Ключ:

  1. Год — 1943 г.

  2. Командующий Юго-Западным фронтом — Н.Ф. Ватутин.

  3. Ответ на вопрос: катастрофа под Сталинградом отнимала у гитлеровцев всякую надежду на дальнейшие наступательные действия на юге.

Пояснение:
В обоих отрывках речь идёт о Сталинградской битве (лето 1942 г. – февраль 1943 г.). Из отрывков мы понимаем, что советская армия уже перешла в контрнаступление (19 ноября 1942 г.) и успешно громит немецкие войска. В отрывке «Б» идёт речь об окончательном уничтожении немецкой 6-й армии Паулюса в конце января 1943 г.

Задание 18

Условие:
В XII в. начался процесс политической раздробленности Руси, но на протяжении XIII–XV вв. возникали причины (предпосылки) объединения русских земель в единое государство. Укажите:
а) причину объединения русских земель, связанную с внешнеполитическим фактором;
б) экономическую причину объединения русских земель;
в) причину объединения русских земель, связанную с позицией Русской Православной Церкви.

Ключ:
а) Предпосылкой объединения русских земель была внешняя угроза со стороны Орды; постепенно приходило осознание того, что покончить с властью ордынцев невозможно без объединения.
б) Увеличение производительности земледелия, усиление товарного характера ремесла вели к развитию экономических связей между русскими княжествами и землями.
в) Русская Православная Церковь, стремившаяся сохранить и укрепить единую церковную организацию, поддерживала идею объединения земель Руси и князей, способных её реализовать. Например, митрополит Алексий содействовал возвышению Московского княжества и концентрации власти на московских князьях.

Могут быть указаны и другие причины.

Задание 19

Условие:
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Восточный вопрос». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.

Ключ:

  1. Смысл понятия: условное обозначение комплекса международных проблем второй половины XVII – начала XX в., связанных с обострением соперничества европейских держав за влияние в Балкано-Ближневосточном регионе в условиях ослабления Османской империи.

  2. Факт: обострение восточного вопроса стало причиной Крымской войны.

Задание 20

Условие:
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики Екатерины II и Александра III по какому-либо признаку. Приведите два обоснования этого тезиса.

Ключ:

  1. Тезис: Екатерина II и Александр III принимали меры для укрепления положения дворянства и развития финансовой системы России.

  2. Обоснования (варианты):

  • Екатерина II даровала жалованную грамоту дворянству, которая провозглашала права собственности дворян на недра и леса, запрещала конфискацию наследственных имений даже при совершении тяжких преступлений; при Александре III был учреждён Государственный дворянский земельный банк для поддержки землевладения потомственных дворян.

  • Екатерина II проводила политику в пользу дворян, изменив систему выборов в органы местного самоуправления; при Александре III министр финансов И.А. Вышнеградский способствовал повышению покупательной способности рубля за счёт активного участия государственных средств в сделках на зарубежных биржах, был учреждён Государственный дворянский и Государственный крестьянский банки.

Могут быть приведены и другие корректные обоснования.

Задание 21

Условие:
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что у России в конце 1910-х – начале 1920-х гг. и у Китая в 1940-х гг. в ходе вооружённых противостояний внутри этих стран государства Запада оказывали поддержку той стороне конфликта, которая в итоге потерпела поражение: один аргумент для России и один для Китая.

Ключ:

  • Для России: в ходе Гражданской войны белым оказывали помощь и поддерживали страны Антанты и другие интервенты. Интервенты не смогли переломить ход войны, белые потерпели поражение.

  • Для Китая: во второй половине 1940-х гг. в Китае велась гражданская война между коммунистами (КПК) и войсками Гоминьдана. Американцы поддерживали Гоминьдан оружием и техникой, но в 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, Гоминьдан потерпел поражение и бежал на Тайвань.

Могут быть приведены и другие аргументы.

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Какой калькулятор выбрать для ЕГЭ по физике
Удобное вычислительное устройство с правильным набором функций поможет быстро и без ошибок справиться с задачами на экзамене, а значит, заработать...
Какой калькулятор выбрать для ЕГЭ по физике
На моего ребёнка жалуются: что предпринять родителям
Как разобраться в ситуации без ссор, сохранить объективность в не самой приятной ситуации и правильно отреагировать на замечания? Что можно...
На моего ребёнка жалуются: что предпринять родителям
Шкала перевода баллов ЕГЭ по биологии в 2024 году
Рассказываем, как перевести первичные баллы во вторичные за ЕГЭ по биологии. Правильно решив все задания ЕГЭ по биологии в 2024 году, можно...
Шкала перевода баллов ЕГЭ по биологии в 2024 году
Образ дерева на ЕГЭ по литературе: как писать 11 задание
11 задание в ЕГЭ по литературе — сочинение, в котором выпускник должен сопоставить попавшийся ему стихотворный текст в КИМе с другим стихотворением....
Образ дерева на ЕГЭ по литературе: как писать 11 задание
Преимущества школьной медали: что она даёт при поступлении и стоит ли её получать
Получить медаль «за особые успехи в учении» не так просто, ведь надо не только в ЕГЭ успевать готовиться, но и про другие предметы не забывать. Да и...
Преимущества школьной медали: что она даёт при поступлении и стоит ли её получать
«‎Ошибка»‎ жизни: почему нужно выбирать профессию и ошибаться
Когда кажется, что вокруг одни молодые миллионеры, очень страшно ошибиться с выбором профессии. Но есть несколько способов понять, как сделать...
«‎Ошибка»‎ жизни: почему нужно выбирать профессию и ошибаться

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.