Разбор демоверсии ЕГЭ 2026 по истории

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.

Задание 1

Условие:
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События:
А) Вхождение Крыма в состав Российской Федерации
Б) Включение Псковской земли в состав Русского государства
В) Вхождение Финляндии в состав Российской империи
Г) Освобождение Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Годы:

  1. 1485 г.

  2. 1510 г.

  3. 1809 г.

  4. 1942 г.

  5. 1944 г.

  6. 2014 г.

Ключ: 6235

  • А) Вхождение Крыма в состав Российской Федерации произошло по итогам референдума 2014 г.

  • Б) Включение Псковской земли в состав Русского государства произошло в период правления Василия III в 1510 г. При нём же в состав Российского государства вошли Смоленск (1514 г.) и Рязань (1521 г.).

  • В) Вхождение Финляндии в состав Российской империи произошло в 1809 г. по Фридрихсгамскому миру, завершившему русско-шведскую войну (1808–1809 гг.).

  • Г) Освобождение Севастополя от немецко-фашистских захватчиков произошло 9 мая 1944 г.

Задание 2

Условие:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

  1. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

  2. Взятие Измаила русскими войсками под командованием А.В. Суворова

  3. Освобождение Москвы от польско-литовских интервентов

Ключ: 6235

    1. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию — 1498 г.

    1. Взятие Измаила русскими войсками под командованием А.В. Суворова — 1790 г.

    1. Освобождение Москвы от польско-литовских интервентов — 1612 г.

Правильный порядок: 1–3–2.

Задание 3

Условие:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы:
А) Формирование Древнерусского государства
Б) Реформы Избранной рады
В) Проведение большевиками новой экономической политики (НЭП)
Г) Внутренняя политика Николая I

Факты:

  1. Ограничение местничества на время военных действий

  2. Финансовая реформа Г.Я. Соколинникова

  3. Объединение Киева и Новгорода под властью одного князя

  4. Издание жалованной грамоты дворянству

  5. Издание Новоторгового устава

  6. Издание Свода законов Российской империи

Ключ: 3126

  • А) Объединение Киева и Новгорода под властью одного князя произошло в 882 г. после похода князя Олега Вещего на Киев – это один из этапов формирования Древнерусского государства.

  • Б) Ограничение местничества на время военных действий было введено в 1550 г. – это одна из реформ Избранной рады.

  • В) Финансовая реформа Г.Я. Соколинникова (1922–1924 гг.) была проведена в период новой экономической политики.

  • Г) Издание Свода законов Российской империи (1832 г.) – это событие периода правления Николая I.

Задание 4

Условие:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Таблица:

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Донецк А 2020-е гг.
Б Строительство Транссибирской магистрали В
Деревня Андрусово Подписание перемирия между Россией и Речью Посполитой Г
Д Е 1910-е гг.

Варианты:

  1. Петроград

  2. Севастополь

  3. 1890-е гг.

  4. Владивосток

  5. 1660-е гг.

  6. Ввод в эксплуатацию первой в мире атомной электростанции

  7. Деятельность Всероссийского Учредительного собрания

  8. 1790-е гг.

  9. Вхождение в состав Российской Федерации

Ключ: 943517

  • А) В 2020 г. Донецк вошёл в состав Российской Федерации.

  • Б) Строительство Транссибирской магистрали началось в 1891 г. при императоре Александре III. Эта магистраль соединила Европейскую часть России с Дальним Востоком (Владивосток).

  • В) Русско-польская война 1654–1667 гг. закончилась подписанием Андрусовского перемирия в 1667 г.

  • Г) В январе 1918 г. в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) было созвано Всероссийское Учредительное собрание, которое должно было принять решение о будущем устройстве Российского государства.

Задание 5

Условие:
Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События:
А) Деятельность Посольского приказа в период правления Алексея Михайловича
Б) Специальная военная операция (СВО)
В) Деятельность Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия
Г) Битва за Берлин

Участники:

  1. А.М. Курбский

  2. М.Т. Лорис-Меликов

  3. А.С. Матвеев

  4. А.С. Макаров

  5. М.В. Кантария

  6. Б.С. Цыбулько

Ключ: 4625

  • А) А.С. Матвеев был главой Посольского приказа в 1671–1676 гг. – период правления Алексея Михайловича.

  • Б) Б.С. Цыбулько – участник Специальной военной операции (СВО).

  • В) М.Т. Лорис-Меликов являлся главой Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия, которая была создана в 1880 г. для противодействия тайным организациям и террору.

  • Г) М.В. Кантария вместе с М.А. Егоровым водрузил Знамя Победы на крышу Рейхстага в ходе битвы за Берлин.

Задание 6

Условие:
Прочтите отрывок из записок исторического деятеля. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Текст:
«Верховный Совет торжествовал победу. Власть перемещалась из рук государя в руки 12 неограниченных правителей. Деспотизм заменялся олигархией. Дворянство не могло, не хотело и не должно было соглашаться на это. Дворянство обратилось к государыне с петицией, в которой просило созвать совет дворян и поручить ему обсуждение вопроса о выборе наиболее желательной формы правления. Салтыковы, Трубецкие, Головкин, Баратынские, Антиох Кантемир, словом, лица, стремившиеся из личных целей к восстановлению самодержавия, соединились с конституционалистами, вместе временно воспользовавшись их услугами и при первой возможности разрушить их планы. Это им, как известно, удалось. По заранее обдуманному плану императрица пригласила всех вельмож на обед. Дворяне, собиравшиеся уезжать, были задержаны, и им было предложено собраться в большом зале. Там решено было составить кондиции и просить императрицу:

  1. Уничтожить Верховный Совет.

  2. Учредить Сенат из 21 члена.

  3. Восстановить самодержавие.

  4. Но решать выбрать: а) сенаторов; б) губернаторов; в) президентов коллегий.

После обеда императрица опять вышла к дворянам, и Антиох Кантемир прочёл ей новую петицию. Бумага немедленно была принесена. Обернувшись к Долгорукову, государыня сказала ему: «Василий Лукич, ты меня, стало быть, обманул?!» – и разорвала бумагу. Раздалось «ура!». … ______ объявила, что восстанавливается самодержавие, и не прибавила ни слова больше: не было дано ни малейшего обещания. Верховный Совет был побеждён, победа, которую конституционалисты думали одержать, досталась приверженцам самодержавия».

Суждения:

  1. Упомянутая в отрывке петиция, составленная представителями дворянства, содержала требование роспуска Сената.

  2. По свидетельству автора, победа верховников означала установление в России олигархического правления.

  3. Государственный орган, упомянутый в первом абзаце, был создан в годы правления Петра I.

  4. Императрицей, имя которой дважды пропущено в тексте, была дочь первого русского императора.

  5. Современниками описываемых в отрывке событий были Э.И. Бирон и А.И. Остерман.

  6. Из слов автора следует, что в борьбе с верховниками сторонники самодержавия соединились с конституционалистами.

Ключ: 2456

    1. Нет, петиция содержала три требования: «Учредить Сенат из 21 члена», а не распустить Сенат.

    1. Да, «Деспотизм заменялся олигархией».

    1. Нет, Верховный тайный совет был создан в 1726 г. – это время правления Екатерины I.

    1. Да, Анна Иоанновна – дочь Ивана V, который был братом Петра I (первого русского императора).

    1. Да, Э.И. Бирон и А.И. Остерман были современниками Анны Иоанновны.

    1. Да, «лица, стремившиеся из личных целей к восстановлению самодержавия, соединились с конституционалистами».

Задание 7

Условие:
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Памятники культуры:
А) «История о великом князе Московском»
Б) Роман «Братья Карамазовы»
В) «Слово о законе и благодати»
Г) Трилогия «Хождение по мукам»

Характеристики:

  1. Произведение, посвящённое Отечественной войне 1812 г.

  2. Автор – митрополит Иларион.

  3. Произведение создано в период Смутного времени.

  4. Автор – А.Н. Толстой.

  5. Автор – Ф.М. Достоевский.

  6. Произведение создано в XVI в.

Ключ: 6524

  • А) «История о великом князе Московском» – произведение XVI в., написанное А.М. Курбским.

  • Б) Роман «Братья Карамазовы» – произведение второй половины XIX в., автор – Ф.М. Достоевский.

  • В) «Слово о законе и благодати» – произведение XI в., созданное митрополитом Иларионом.

  • Г) Трилогия «Хождение по мукам» – произведение первой половины XX в., написанное А.Н. Толстым.

Задание 8

Условие:
Заполните пропуск в предложении: «Этот номер газеты вышел в тысяча девятьсот ________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

Фрагмент газеты:
Советский боец. «Варшава взята! Скоро проклятому немцу крышка!»

Ключ: СОРОКПЯТЫЙ

Пояснение:
На газете есть маркеры «Варшава взята!» и «Нам до Берлина осталось 440 км». Варшава была освобождена советскими войсками в январе 1945 г.

Задание 9

Условие:
Укажите правителя России в период, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками.

Ключ: АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Пояснение:
На карте показана территория, охваченная восстанием под предводительством Степана Разина, активная фаза которого пришлась на 1670–1671 гг. – это время правления царя Алексея Михайловича Романова (1645–1676 гг.).

Задание 10

Условие:
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «5», в котором произошло событие, отражённое на схеме.

Ключ: СИМБИРСК

Пояснение:
Симбирск (ныне Ульяновск) восставшие безуспешно пытались захватить в 1670 г.

Задание 11

Условие:
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, дважды пропущенного в тексте.

Текст:
«Восставшие окружили Царицын, но город не сдавался: царицынский воевода рассчитывал на помощь стрельцов, которые шли на помощь осаждённым. Однако в городе вспыхнул бунт, он был захвачен, а воевода – убит. В Царицыне состоялся военный совет, на котором решили идти на юг, чтобы захватить сулить в дельте Волги торговый город _______. Миновав Чёрный Яр, восставшие вскоре подошли к ______ и при поддержке городской бедноты захватили город».

Ключ: АРХАНГЕЛЬСК

Задание 12

Условие:
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты:

  1. Флажком на схеме обозначено место казни предводителя восстания, события которого отражены на схеме.

  2. Нет, переименование реки после восстания относится к Крестьянской войне Е. Пугачёва (1773–1775 гг.). Тогда р. Яик, по которой проходило восстание, была переименована в р. Урал.

  3. Нет, А.В. Суворов участвовал в подавлении восстания Е. Пугачёва в XVIII веке.

  4. Нет, воеводой царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I) называл себя И. Болотников, восстание которого проходило в 1606–1607 гг.

  5. Да, видно на карте.

  6. Под цифрой «7» на схеме – Нижний Новгород, в 1611 году именно там было сформировано Второе народное ополчение во главе с К. Мининым и Д. Пожарским.

Ключ: 56

Задание 13

Условие:
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 13 и 14.

Текст:
Из доклада, подготовленного политическим деятелем к Пленуму ЦК КПСС:
«Прошло уже три года с того времени, когда XII съезд КПСС принял новую Программу партии. Главный итог этих лет состоит в том, что советские люди самоотверженно трудятся во имя построения коммунизма, – в интересах процветания нашего государства, улучшения жизненного уровня всех трудящихся. За истекшие годы достигнуты определённые успехи в развитии народного хозяйства. Цифры и факты нам известны, их позволительно не называть их. Однако было бы ошибочным называть достижения, замазывать крупные недостатки. Ни для кого не секрет, что у нас создан и безмерно раздувается своего рода миф о якобы «великом десятилетии» в развитии нашей экономики. Доказывается, будто за годы, в течение которых товарищ _______ находится у власти, в хозяйственном развитии страны произошло чудо. Сам он в своих бессмысленных выступлениях и записках без конца твердит, что дела у нас идут хорошо. Ему вторят печать, радио и телевидение. Послушать их – у нас вроде бы вот-вот коммунизм наступит и всё выше развитие нашей экономики – это триумфальный марш успехов и побед…»

Ключ:

  1. Год – 1964 г.

  2. Фамилия – Хрущёв

  3. Исторический деятель – А.Н. Косыгин

Пояснение:
В тексте речь идёт о XXII съезде КПСС, который принял новую программу партии. Он прошёл в 1961 г., в период руководства Н.С. Хрущёва. В 1960-е гг. пост Председателя Совета Министров СССР занимал А.Н. Косыгин.

Задание 14

Условие:
В чём, по утверждению автора доклада, состоит правда о развитии экономики СССР в ходе «великого десятилетия»? Как автор доклада охарактеризовал профессиональные качества людей, которые подготовили Программу КПСС? Как автор доклада характеризует сроки, установленные в Программе КПСС для достижения ряда показателей?

Ключ:

  1. Правда – экономика СССР по ряду важнейших направлений резко ухудшила свои показатели.

  2. Качество людей – знающие экономику в теоретическом плане, но очень далёкие от жизни.

  3. Сроки – нереальные.

Задание 15

Условие:
Укажите князя, имя и фамилия которого запечатлены на памятной медали. Используя изображения, приведите одно любое обоснование вашего ответа.

Ключ:

  1. Князь – Д.М. Пожарский.

  2. Обоснование: на монете также назван К. Минин, инициатор создания Второго ополчения, именно он предложил пригласить военным руководителем князя Пожарского. На правой части изображения указан Нижний Новгород – место формирования ополчения.

Задание 16

Условие:
Какой из представленных памятников архитектуры был возведён после событий, изображённых на медали? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник. Укажите название города, где находится этот памятник архитектуры.

Варианты:

  1. Дмитриевский собор, XII в., Владимир.

  2. Церковь Вознесения в Коломенском, XVI в., Москва.

  3. Успенский собор Московского Кремля, XV в., Москва.

  4. Исаакиевский собор, XIX в., Санкт-Петербург.

Ключ:

  1. Цифра – 4.

  2. Город – Санкт-Петербург.

Пояснение:
Исаакиевский собор построен в XIX в. архитектором О. Монферраном.

Задание 17

Условие:
Укажите год, пропущенный в одном из отрывков. Укажите командующего Юго-Западным фронтом в период битвы, события которой описаны в обоих отрывках. Какое отрицательное последствие с военной точки зрения согласно одному из отрывков имела для гитлеровцев катастрофа под Сталинградом?

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Отрывок А:
«Нельзя сказать, что стремление гитлеровцев во что бы то ни стало сохранить сталинградский плацдарм было совершённым безумием, как это часто трактуется. Нет, на то были существенные причины у германского главнокомандования. Кратко охарактеризуем их. Изгнание немцев из Сталинграда с политической точки зрения являлось признанием провала не только кампании истекшего года, но и более значительного периода войны. Союзники гитлеровской Германии оно показывало слабость “великого рейха”. С военной точки зрения катастрофа под Сталинградом отнимала у гитлеровцев всякую надежду на дальнейшие наступательные действия на юге. Гитлеровская же ставка, продолжавшая переоценивать свои силы и недооценивать увеличившиеся возможности Советского государства, стремилась во что бы то ни стало сохранить сталинградский плацдарм во весь ________ год и использовать его потом как исходный рубеж для нового удара на юг».

Отрывок Б:
«29 января нам стало известно, что штаб 6-й армии отступил на западную окраину Сталинграда, но, где точно он находился, пока не знал никто. За общие выраженные неприятные показания, что штаб Паулюса находится в районе универмага, не текло в полное наступление наших армий. Много было причин, которые не прекращали действий и не могли снова окружить противника. С этой целью был организован розыск подразделения мотосвязи 38-й мотобригады с несколькими инженерно-сапёрными батальонами для возобновления подступов к универмагу. При отрыве находился начальник разведки фронта генерал-лейтенант Штеменко со средствами связи. К 6 часам утра окружение универмага и полностью, и мотивированной уверенной в решении штаба 6-й армии. Один из ответственных генералов штаба Россие заявил, что переговоры о сдаче в плен будут вестись только с представителями командования армии или фронта…»

Ключ:

  1. Год — 1943 г.

  2. Командующий Юго-Западным фронтом — Н.Ф. Ватутин.

  3. Ответ на вопрос: катастрофа под Сталинградом отнимала у гитлеровцев всякую надежду на дальнейшие наступательные действия на юге.

Пояснение:
В обоих отрывках речь идёт о Сталинградской битве (лето 1942 г. – февраль 1943 г.). Из отрывков мы понимаем, что советская армия уже перешла в контрнаступление (19 ноября 1942 г.) и успешно громит немецкие войска. В отрывке «Б» идёт речь об окончательном уничтожении немецкой 6-й армии Паулюса в конце января 1943 г.

Задание 18

Условие:
В XII в. начался процесс политической раздробленности Руси, но на протяжении XIII–XV вв. возникали причины (предпосылки) объединения русских земель в единое государство. Укажите:
а) причину объединения русских земель, связанную с внешнеполитическим фактором;
б) экономическую причину объединения русских земель;
в) причину объединения русских земель, связанную с позицией Русской Православной Церкви.

Ключ:
а) Предпосылкой объединения русских земель была внешняя угроза со стороны Орды; постепенно приходило осознание того, что покончить с властью ордынцев невозможно без объединения.
б) Увеличение производительности земледелия, усиление товарного характера ремесла вели к развитию экономических связей между русскими княжествами и землями.
в) Русская Православная Церковь, стремившаяся сохранить и укрепить единую церковную организацию, поддерживала идею объединения земель Руси и князей, способных её реализовать. Например, митрополит Алексий содействовал возвышению Московского княжества и концентрации власти на московских князьях.

Могут быть указаны и другие причины.

Задание 19

Условие:
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Восточный вопрос». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.

Ключ:

  1. Смысл понятия: условное обозначение комплекса международных проблем второй половины XVII – начала XX в., связанных с обострением соперничества европейских держав за влияние в Балкано-Ближневосточном регионе в условиях ослабления Османской империи.

  2. Факт: обострение восточного вопроса стало причиной Крымской войны.

Задание 20

Условие:
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики Екатерины II и Александра III по какому-либо признаку. Приведите два обоснования этого тезиса.

Ключ:

  1. Тезис: Екатерина II и Александр III принимали меры для укрепления положения дворянства и развития финансовой системы России.

  2. Обоснования (варианты):

  • Екатерина II даровала жалованную грамоту дворянству, которая провозглашала права собственности дворян на недра и леса, запрещала конфискацию наследственных имений даже при совершении тяжких преступлений; при Александре III был учреждён Государственный дворянский земельный банк для поддержки землевладения потомственных дворян.

  • Екатерина II проводила политику в пользу дворян, изменив систему выборов в органы местного самоуправления; при Александре III министр финансов И.А. Вышнеградский способствовал повышению покупательной способности рубля за счёт активного участия государственных средств в сделках на зарубежных биржах, был учреждён Государственный дворянский и Государственный крестьянский банки.

Могут быть приведены и другие корректные обоснования.

Задание 21

Условие:
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что у России в конце 1910-х – начале 1920-х гг. и у Китая в 1940-х гг. в ходе вооружённых противостояний внутри этих стран государства Запада оказывали поддержку той стороне конфликта, которая в итоге потерпела поражение: один аргумент для России и один для Китая.

Ключ:

  • Для России: в ходе Гражданской войны белым оказывали помощь и поддерживали страны Антанты и другие интервенты. Интервенты не смогли переломить ход войны, белые потерпели поражение.

  • Для Китая: во второй половине 1940-х гг. в Китае велась гражданская война между коммунистами (КПК) и войсками Гоминьдана. Американцы поддерживали Гоминьдан оружием и техникой, но в 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, Гоминьдан потерпел поражение и бежал на Тайвань.

Могут быть приведены и другие аргументы.

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

10 телеграм-каналов, на которые стоит подписаться студенту
Подборки вакансий, аудио-пересказы популярных научпоп книг, ссылки на стажировки и советы по саморазвитию — отобрали десять полезных...
10 телеграм-каналов, на которые стоит подписаться студенту
70 идей для подарков родителям на Новый год
Собрали много-много идей для подарков родителям на Новый год, чтобы не пришлось долго ломать голову, что же им купить. Новогодние подарки для...
70 идей для подарков родителям на Новый год
Пушкин, Бунин, Бузова…А какой вы поэт? Пройдите тест и узнайте!
В школе все читали и заучивали стихотворения Пушкина, Есенина, Маяковского, Блока, Ахматовой и других... Давайте проверим, насколько хорошо вы их...
Пушкин, Бунин, Бузова…А какой вы поэт? Пройдите тест и узнайте!
Кто такие графические дизайнеры
Уровень зарплаты по данным Хабр Карьеры на 2023 год: 65000–253000 рублей. Графический дизайнер создаёт визуальные материалы для рекламы, упаковки...
Кто такие графические дизайнеры
10 фильмов, чтобы вдохновиться на учёбу
Век живи — век учись. Вроде бы знакомая фраза, но порой так трудно заставить себя заниматься: одолевают усталость и лень, кажется, учёба не имеет...
10 фильмов, чтобы вдохновиться на учёбу
Бакалавриат или специалитет: что выбрать?
Бакалавриат или специалитет? Этим вопросом часто задаются абитуриенты, которые выбирают программу обучения. Разбираемся, что это такое, в чём их...
Бакалавриат или специалитет: что выбрать?

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.