5 игр, чтобы развить креативность у ребёнка

Олеся Лисович
Поэт. Художник. Энтузиаст. Автор Без Сменки, с юмором о серьёзном.

Творческий взгляд на мир помогает не только успешно реализовывать таланты, но и формирует позитивное мышление, помогает в учёбе, развивает эмпатию, позволяет самовыражаться и быстро находить выход в трудных ситуациях. Как помочь ребёнку развить креативность, рассказываем в этой статье.

Творчество — основа креативности

Сделать шпаргалку и незаметно списать на контрольной по химии — творчески продуманное решение. Надкусанное яблоко на логотипе Apple — креативно реализованная задумка. Придумать десять необычных способов применения предметов в учебной комнате для ведения боя на волшебных палочках — пример креативного мышления из «Гарри Поттера».

Психологи уверяют, что креативность можно развить, что это некая «мышца, которую можно накачать». А хороший тренажёрный зал для неё — творчество.

🎨 Люди, которые занимаются какой-нибудь творческой деятельностью, часто говорят, что в процессе время для них останавливается: вроде бы сел на часик порисовать картину маслом и не заметил, как прошло полдня. Это волшебное состояние возникает благодаря снижению частоты колебания волн головного мозга: от бета до альфа. В это время мы полностью расслаблены и увлечены процессом своей деятельности. Именно в такие моменты приходят озарения, новые идеи, те самые «Эврики!», что сопутствует развитию креативности и творческого чутья.

Занятия творчеством успокаивают, минимизирует тревожные мысли, повышает концентрацию внимания. 

Кроме того творчество позволяет:

  • преодолеть стресс

Творчество — естественный источник радости и вдохновения, оно вызывает радость и стимулирует выработку гормонов счастья. А это помогает справиться с трудными жизненными ситуациями и плохим настроением.

Четыре совета, как прокачать стрессоустойчивость

  • самовыражаться

Искусство позволяет нам быть изобретателями и новаторами, воплощать свои фантазии в реальность и проявлять себя. Творчество не имеет границ, поэтому каждый самовыражается  как хочет.

  • развивать эмпатию

Творчество способствует развитию эмоционального интеллекта. К такому выводу пришли учёные из Кембриджского университета Великобритании: в ходе эксперимента они установили, что у детей, чьё внимание было направлено на творческое мышление и созидательную деятельность, был более высокий уровень креативности и эмпатии. Они были более чувствительны к миру, имели более яркие эмоции и живость речи, чем их сверстники.   

Как вовлечь ребёнка в творческий процесс

Для развития креативности подойдут творческие активности и игры, в которые можно играть как одному, так и с семьёй или друзьями.

Создание ассоциаций

  • Выберите предмет и подберите к нему эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Например, мы описываем вьюгу: «синяя вьюга», «за окном злилась вьюга, бормоча и воя, словно волк», «старушка вьюга всех торопила домой» и т. д. Говорите о предмете всё, что приходит в голову: дайте имя, определите возраст, наделите чертами человека. Можно создать целый рассказ или сказку. Так писатели создают свои фантазийные миры. 
  • Второй вариант подходит для игры в компании: один из участников становится ведущим и выходит из комнаты, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся ведущий задаёт группе вопросы, например: «Если бы этот человек был животным/погодой/ растением/настроение, то каким?» Участники по очереди дают свои ассоциации о загаданном человеке, после чего ведущий должен угадать, о ком шла речь. Упражнение сближает и развивает креативность, эмпатию и наблюдательность.
  • Третий вариант игры с друзьями — тренд из Тик-Тока. Нужно по очереди присылать картинки друг о друге, в ответ на вопросы вроде «С каким мульт-героем я у тебя ассоциируюсь», «Какое растение/цвет/время года схожи со мной?», «Какой стиль меня олицетворяет?», «На какого актёра я похож?». Это позволяет узнать больше о своём окружении, проявить творческий потенциал и учит насмотренности. 

Придумай середину

Групповая игра. Выбирается ведущий, который придумывает две строчки, не обязательно как-то связанные между собой. Это будет начало и конец рассказа. Задача группы — за определённое время придумать рассказ, учитывая задание ведущего. Например: «Корабль приближался к берегу… Мама приготовила пирог», «Начался проливной дождь… Мы вешали картину», «Лягушка квакала в пруду…Телефон сломался».

Психорисование

Упражнение можно делать как самостоятельно, так и в компании. Включаем музыку без слов, закрываем глаза и рисуем простым карандашом те ощущения, эмоции, которые вызывает мелодия. Когда композиция завершится, открываем глаза и интерпретируем нарисованное. Затем берём цветные карандаши и дорисовываем картинку.  

То же самое можно провернуть и с красками: сначала от души ставим кляксы, а потом дорисовываем сюжет.

12 интернет-ресурсов, где черпать вдохновение

Ход конём

Шашки, шахматы, домино и другие настольные игры развивают аналитический ум, неординарный подход к решению задач, оперативность и находчивость. 

Сориентируемся на раз–два

Ведущий игры называет любое место, например, на тонком льду, в торговом центре, на вершине Эльбруса, в лаборатории, в лифте, на батуте или в жерле вулкана. Участникам нужно придумать свод правил поведения в этой локации: что там можно и нельзя делать, как нужно себя вести, какие условия соблюдать.

Как внедрить креативность в повседневную жизнь

Подобрали четыре способа, как увлечь ребёнка и помочь ему развить свою креативность.

1️⃣ Информационный детокс

Устройте отдых от гаджетов. Не обязательно отбирать телефон у протестующего подростка, мотивируйте его своим примером: отложите свой смартфон на пару часов и предложите покреативить вместе. Например, можете собрать что-нибудь из лего, сделать стенгазету или семейный коллаж, сшить одёжку для любимой собаки или даже разрисовать обои.  

2️⃣ Занятие для души

Хорошо, если у ребёнка есть постоянное хобби. Это может быть пение, кружок конструирования, лепка, кулинария, танцы или вязание. Занятие в коллективе единомышленников отлично мотивирует создавать и осваивать новое. Важно помочь ребенку найти занятие, которое понравиться именно ему. 

3️⃣ Лояльный подход

Родители для ребёнка — главные ценители, слушатели и «зрительный зал» его творчества. Они непосредственно влияют на самооценку подростка. Не завышайте требования и не подвергайте критике его деятельность, сравнивать с другими. Стоит одобрять, хвалить, вдохновлять даже при самых маленьких достижениях. 

Контролировать или доверять: что делать, если вы родитель подростка

4️⃣ Творческий гид

Поощряйте творческие стремления ребёнка. Посещайте выставки, семинары, мастер-классы и мероприятия, соответствующие интересам подростка. Станьте проводником ребёнка в мир искусства и вдохновите его на самостоятельную созидательную деятельность.

Прислушивайтесь к ребёнку и внедряйте описанные методы и советы в свою жизнь, и раскрытие  творческого потенциала не заставит себя ждать. 

Как вы развиваете креативность у детей?
Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Как сдать ЕГЭ по английскому языку на 80+ баллов
ЕГЭ по английскому языку рассчитан на уровень B2 Upper-Intermediate. Однако задания на экзамене варьируются от базового до повышенного. В этой статье...
Как сдать ЕГЭ по английскому языку на 80+ баллов
Что будет, если завалить ЕГЭ
Спойлер: не всё так страшно, как кажется. Низкая оценка за экзамен или пересдача ЕГЭ — это не страшно. Первое, что нужно сделать, — успокоиться и...
Что будет, если завалить ЕГЭ
ЕГЭ 2024: разбор Дальнего Востока по базовой математике
Разобрали задания из ЕГЭ 2024 по базовой математике, которые встретятся на экзамене. А ещё публикуем задания Дальнего Востока, чтобы другие регионы...
ЕГЭ 2024: разбор Дальнего Востока по базовой математике
Как не выгореть в 11 классе и продуктивно готовиться к экзаменам? Разбираемся с психологом
Если в начале года мы полны сил и готовы «свернуть горы», то позже этот запал пропадает, уступая место выгоранию. С советами психолога Анны Руфовой...
Как не выгореть в 11 классе и продуктивно готовиться к экзаменам? Разбираемся с психологом
«Нужно будет ловить рыбу, потрошить и изучать её»: интервью с Алёной об учёбе на ихтиолога в КГТУ
Алёна Тюрина училась в МБОУ СОШ №1 города Светлого. Перед началом 11 класса девушка точно определилась с предметами для сдачи на ЕГЭ, но не с будущей...
«Нужно будет ловить рыбу, потрошить и изучать её»: интервью с Алёной об учёбе на ихтиолога в КГТУ
Правила поведения на ЕГЭ: как себя вести и что делать, если что-то пошло не так
Опоздали, забыли паспорт, испортили бланк, захотели в туалет — о разных типичных и нестандартных ситуациях на экзамене рассказываем в вопросах и...
Правила поведения на ЕГЭ: как себя вести и что делать, если что-то пошло не так

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.