(Не)романтика поезда: интервью с проводницей

Дарья Храмова
Редактор Без Сменки

Кто такой проводник? Человек, который предлагает чай в подстаканниках и будит за полчаса до остановки? Да, но обязанностей у них побольше. Мы поговорили с проводницей Ангелиной Кузнецовой о плюсах и минусах работы, а также о том, почему задерживаются поезда, как справляться с дебоширами в вагонах. 

Как стать проводником

Я стала проводником случайно. Меня позвала подруга в отряд проводников, чтобы подработать летом, и так вышло, что я до сих пор в отряде, а она ушла. 

Проводники делятся на кадровых проводников и студентов. Студенты оформляют договор на лето, кадровики оформляют трудовой договор на долгий срок. После лета студенты тоже могут стать кадровыми проводниками, если останутся работать и переоформят договор.

Есть несколько способов стать проводником: 

  • поступить в колледж или техникум от РЖД, пройти обучение и практику;
  • работать после прохождения специальных курсов, на которых учат решать конфликты и рассказывают, как проходит рейс;
  • прийти от российских студенческих отрядов.

Я попала в проводники через российские студенческие отряды (РСО). Это организация, через которую можно трудоустроиться на лето, в том числе и в РЖД.

Есть несколько основных направлений отрядов: педагоги, строители и проводники. В отрядах новичков курируют, помогают со сбором документов и прохождением медкомиссии. 

Чтобы попасть в отряд проводников, нужно подходить по некоторым критериям: 

  • зрение от -3,0 до +3,0;
  • гражданство РФ или Казахстана;
  • возраст — старше 18 лет.

Вот несколько шагов, как попасть на работу через отряд:

🧑‍✈️ Подать заявку на вступление в отряд.

🧑‍✈️ Пройти обучение. В каждом отряде его даты могут быть разные, в основном, это март–апрель. Занятия длятся два месяца, на них нужно ходить три раза в неделю.

🧑‍✈️ Пройти медицинскую комиссию, заказать форму проводника и получить вагонные ключи.

🧑‍✈️ Трудоустроиться от отряда.

🧑‍✈️ Пройти первый стажировочный рейс.

🧑‍✈️ Сдать экзамен.

🚂 Про первый рейс: Первый рейс у меня был в 2021 году в Сухум. Очень редко можно сразу попасть на такое дальнее направление. После я ездила по маршруту ещё несколько раз.

Когда я была на нём в первый раз, я почувствовала, как начал меняться воздух. Ещё на рейсе мы проходим российскую и абхазскую границы: заходят таможенники, нужно передавать списки пассажиров. Не работает связь и интернет, поэтому после пересечения границы действуем по скриптам, которые нам даёт начальник поезда в начале рейса.

Родители всегда меня поддерживали, но моя работа в РЖД их поначалу пугала. Они знали, что в поездах часто бывают неадекватные пассажиры. 

Но меня поддержали ребята из моего отряда. Они объяснили, как проходит работа, сказали, что есть определённые скрипты поведения в конфликтных ситуациях и люди, которые защитят. Скрипты — это последовательность действий, которая  поможет выйти из сложных ситуаций. Поэтому я спокойно пошла работать. 

Какие плюсы и минусы работы проводником

Больше всего в работе проводником мне нравятся отзывы пассажиров. Особенно хорошие отзывы. Обычно люди критикуют и высказывают негатив, а хорошие слова говорят редко. И когда люди выходят на конечной станции и отмечают, что со мной комфортно ездить, я думаю, что все старания были не зря. 

Из минусов: мне не нравятся некоторые северные направления. Например, не люблю Новый Уренгой, потому что там даже в мае лежит снег и очень холодно по ночам. Приходится брать тёплую одежду, а большое количество вещей очень мешает. Фирменная одежда РЖД есть только у кадровых проводников, студентам её не выдают. 

Какие задачи есть у проводника

Смены зависят от рейсов, которые могут быть короткими и длинными. 

На короткие рейсы, которые длятся два дня, могут поставить работать в одиночку, некоторые проводники называют это «сотка»‎, некоторые — «единица». В таких рейсах всё время поездки в вагоне работает один проводник.

На многодневных рейсах по пять–десять дней часто ставят три проводника на два вагона. Но самый комфортный график — два проводника на вагон. В этом случае мы делим день пополам: 12 часов через 12. Это очень комфортно, потому что мы успеваем хорошо выспаться и работаем не так уж и долго.

Задачи проводника на смене:

👉 Подъём. Принимаем смену, спрашиваем детали у напарника, как всё прошло, какие новости. 

Бывает, высаживаем пассажиров из вагона или проявляем большую бдительность к некоторым из них. Например, если кто-то принёс алкоголь. Нужно следить, чтобы такие пассажиры не мешали остальным  и иногда вызывать начальника поезда.

👉 Уборка. Проводим сухую и влажную уборку. Каждый час заходим в туалеты, там по чек-листу проверяем и расписываемся под каждым часом. Следим за всеми расходниками, если что-то закончилось — докладываем, чтобы пассажирам было комфортно.

👉 Приём пищи. Проводникам важно не забыть поесть на рейсе. Бывает, что за смену можно только один раз присесть попить чай, а потом снова произойдёт происшествие, которое требует твоих действий. Нужно помнить и распределять время таким образом, чтобы успеть приготовить еду в микроволновке.

В микроволновке можно приготовить всё. Это особый навык проводников. Можно приготовить даже запечённую курицу с картошкой, если захочется.

Рейсы мы выбирать можем, но чаще всего нас ставят туда, где не хватает людей. Например, мы выбрали поехать в Воркуту через три дня, а на рейс в Адлер люди нужны уже завтра. 

Какие сигналы есть у проводников

В дневное время мы показываем из вагонов флажки. Они нужны для того, чтобы дать сигналы машинисту при отправке поезда:

🔴 красный — задержать поезд, например, если не все пассажиры успели сесть;

🟡 жёлтый — ехать можно.

В ночное время такие сигналы подаёт фонарь с белым или красным светом. 

Как справляться со сложными пассажирами

Чтобы справляться со сложными ситуациями, нужно развивать реакцию. Работа с людьми обязывает быстро реагировать, потому что мы должны заботиться о комфорте каждого. 

Например, на рейсах часто бывают дебоширы. Чтобы снять такого пассажира с рейса, нужно сообщить начальнику поезда, что этот человек приносит дискомфорт окружающим. Затем приходит либо начальник поезда, либо сотрудники транспортной безопасности и разбираются с пассажиром. 

О любой ситуации нужно сообщать начальнику поезда, потому что весь рейс под его контролем. Он имеет полномочия связаться с полицией или подстанцией, и именно он подписывает все необходимые документы, чтобы снять пассажира с рейса.

🚂 Про внештатную ситуацию: «Прошлым летом перед нашим поездом сошёл с рельсов товарный состав, из-за того что рельсы украли. Нам пришлось ехать в обход и это выбило поезд из расписания на пять часов. Прибытие на станции нельзя было отслеживать по времени. Мы ориентировались по навигатору, но это не всегда было точно. Пару раз мы не успевали разбудить пассажиров за полчаса до остановки и приходилось помогать им собраться, задерживать поезд. Это было тяжело, но мы справились. Мне тогда повезло с бригадой — все работали слаженно».

💙 Читайте другие наши статьи:

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

17 учебников, пособий и ресурсов для подготовки к ЕГЭ по биологии
Цитология, генетика, селекция, ботаника, зоология, анатомия, а ещё эволюция и экология — полноценные научные дисциплины, которые входят в кодификатор...
17 учебников, пособий и ресурсов для подготовки к ЕГЭ по биологии
Чек-лист 11-классника на зимние каникулы
Новогодние праздники, а ты в 11 классе: сидеть за учебниками все зимние каникулы или всё-таки отдыхать? А что, если можно успеть всё? В этом...
Чек-лист 11-классника на зимние каникулы
5 полезных привычек для школьника, чтобы всё успевать
Все постоянно заняты. Общение с одноклассниками, домашние задания, подготовка к ЕГЭ, личная жизнь и помощь родителям требуют регулярной работы без...
5 полезных привычек для школьника, чтобы всё успевать
Смените это немедленно: вещи, которые надо регулярно менять
Мы привыкли регулярно менять зубные щётки или губки для посуды. Но обновлять стоит не только их — со временем вредными могут стать и другие домашние...
Смените это немедленно: вещи, которые надо регулярно менять
Заболел во время ЕГЭ и другие форс-мажоры: что делать?
От непредвиденных ситуаций не застрахован никто, в том числе выпускники, которые сдают ЕГЭ и ОГЭ. Как поступать, если опоздал на экзамен, заболел или...
Заболел во время ЕГЭ и другие форс-мажоры: что делать?
Как устроена программа обмена Erasmus и как поехать учиться в другую страну
Бесплатное образование за границей — несбыточная мечта? Мы так не думаем. И вы тоже перестанете так считать после прочтения этой статьи. В ней мы...
Как устроена программа обмена Erasmus и как поехать учиться в другую страну

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.