Реформы Никона в XVII веке коснулись буквально всех церковных укладов. Эта тема может встретиться на реальном ЕГЭ 2026 по истории.
• Замена двоеперстного крёстного знамения на троеперстное.
• Исправление богослужебных книг по греческим оригиналам.
• Земные поклоны, при которых человек припадал всем телом к земле, заменялись поясными.
• Изменение написания имени «Исус» на «Иисус».
• Крёстные ходы против солнца, а не по солнцу.
• Троекратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» вместо двукратного.
• Богословские книги и иконы, которые были написаны не по греческим образцам, уничтожались.
К середине XVII века в русских богослужебных книгах накопилось много ошибок из-за переписывания. Кроме того, обряды отличались от греческих, что вызывало сомнения в правильности веры.
Вокруг царя Алексея Михайловича сформировался кружок духовных деятелей, называвших себя «ревнителями древнего благочестия». В него входили:
• боярин Фёдор Ртищев,
• архимандрит Никон (будущий патриарх),
• протопоп Аввакум и другие.
Обсуждение церковных реформ подтолкнуло Никона и Алексея Михайловича к унификации церковных правил по греческому образцу.
Многие верующие, включая протопопа Аввакума, сочли изменения ересью. Они отказывались принимать нововведения, сохраняя старые обряды.
Так начался церковный раскол — разделение на никониан (сторонников реформы) и старообрядцев.
В 1666–1667 годах Церковный собор осудил старообрядцев: их обвинили в ереси и предали анафеме. Старые книги — сожжены. Инакомыслие стало преступлением.
Старообрядчество — религиозные течения в Русской православной церкви, отвергающие церковные реформы патриарха Никона (1650–1660-х гг.), целью которых провозглашалось приведение к единообразию богослужения и богослужебных книг Русской православной церкви с греческой церковью.
С 1668 по 1676 год произошло вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря церковным реформам патриарха Никона.
8 лет осады царские войска безуспешно пытались взять монастырь штурмом, и только в 1676 году монастырь пал из-за измены одного из монахов, указавшего тайный ход.
Никон впал в немилость и был сослан, но реформы остались. Протопоп Аввакум, главный противник изменений, был сожжён в 1682 году. Раскол стал одной из самых трагичных страниц русской церковной истории.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.