Елизаветинское барокко — художественный стиль, распространённый в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761). Главный архитектор эпохи — Франческо Бартоломео Растрелли.
Особенности стиля:
синтез традиций европейского барокко, классицизма и русского зодчества;
торжественность, пышность, размах в градостроительстве и садово-парковом искусстве.
Главные памятники:
🕍 Смольный собор (Санкт-Петербург, XVIII в., Ф. Б. Растрелли)
🏛 Большой Екатерининский дворец (Царское Село, XVIII в., Ф. Б. Растрелли)
🏰 Зимний дворец (Санкт-Петербург, XVIII в., Ф. Б. Растрелли)
Запомни для ЕГЭ: барокко = пышность, золото, симметрия, декор, динамика, архитектурная «роскошь».
Классицизм — стиль в архитектуре и искусстве, обращённый к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Возник в Европе, а в России расцвёл в эпоху Екатерины II и Александра I.
Особенности:
симметрия, строгие линии, подчёркивание центра;
треугольный фронтон, использование ордерной системы;
уравновешенность и гармония форм.
Примеры архитектуры классицизма:
Александровский дворец (Царское Село, XVIII в., Дж. Кваренги)
Дом Пашкова (Москва, XVIII в., В. Баженов)
Таврический дворец (Санкт-Петербург, XVIII в., И. Старов)
Ассоциации: античность, логика, строгость, порядок, симметрия.
Ампир — стиль позднего классицизма, распространившийся в России после Отечественной войны 1812 года.
Это торжественный стиль имперской эпохи, прославляющий победу России.
Особенности:
сочетание черт классицизма с военной эмблематикой: доспехи, оружие, лавровые венки;
парадность, монументальность, мощные колоннады и арки.
Главные памятники ампира:
Арка Главного штаба (Санкт-Петербург, XIX в., К. И. России)
Казанский собор (Санкт-Петербург, XIX в., А. Н. Воронихин)
Исаакиевский собор (Санкт-Петербург, XIX в., О. Монферран)
Запомни для ЕГЭ: ампир = военная слава, победа, лавровые венки, гербы, величие государства.
Конструктивизм — авангардное направление в архитектуре и искусстве, зародившееся в 1920-е годы и существовавшее до начала 1930-х в СССР.
Это эпоха индустриализации и новой функциональности.
Черты стиля:
строгость, геометризм, лаконичность форм;
монолитность внешнего облика;
практичность и утилитарность (всё ради пользы).
Типичные сооружения:
Дом Мельникова (Москва, XX в., К. С. Мельников)
Дом культуры им. Зуева (Москва, XX в., И. А. Голосов)
Мавзолей Ленина (Москва, XX в., А. В. Щусев)
Ассоциации: бетон, стекло, минимализм, фабрики, клубы, дома-коммуны.
Сталинский ампир — направление в архитектуре и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов.
Это эпоха «величия» и «триумфального» советского стиля.
Особенности:
сочетание элементов ар-деко, конструктивизма и классицизма;
монументальность, триумфальный характер, использование советской символики;
доминанты в городской застройке — «высотки» Москвы.
Примеры:
Здание МГУ (Москва, Л. Руднев, 1953 г.)
Дом на Котельнической набережной (Москва, Д. Чечулин, 1952 г.)
Здание МИДа (Москва, В. Гельфрейх, М. Минкус, 1953 г.)
Запомни для ЕГЭ: сталинский ампир = высотки, шпили, гербы, пышность, идеология победы.
Эпоха | Стиль | Ассоциации | Примеры |
---|---|---|---|
XVIII век | Елизаветинское барокко | роскошь, позолота, динамика | Зимний дворец, Екатерининский дворец |
XVIII–XIX | Классицизм | симметрия, античность | Дом Пашкова, Таврический дворец |
XIX век | Ампир | военная слава, гербы | Казанский собор, Исаакиевский собор |
XX век | Конструктивизм | геометрия, функциональность | Дом Мельникова, Мавзолей Ленина |
1940–1950-е | Сталинский ампир | монументальность, идеология | Здание МГУ, Дом на Котельнической |
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.