Как устроено обучение аутичных детей в школе и вузах: интервью с фондом «Антон тут рядом»

«Антон тут рядом» — петербургский благотворительный фонд поддержки людей с аутизмом. Елена Фильберт, директор фонда, рассказала, как реализуется процесс обучения для детей с аутизмом. А Ольга, мама одного из студента фонда, поделилась опытом получения образования для своего сына.

Как реализован индивидуальный подход в школах для аутичных детей?

Елена: По сути, аутичные дети могут выбрать, где будут учиться: в школе, дома или в ресурсных классах. В реальной жизни все не так просто.

Школы делятся на общеобразовательные и коррекционные со специальной облегченной образовательной программой. Домашний формат обучения реализуется либо с помощью учителя, либо родители самостоятельно учат ребёнка. Также есть мировая практика создания специальных ресурсных классов при общеобразовательных школах. 

На практике дети с расстройством аутистического спектра (РАС) чаще всего учатся в коррекционных классах и школах.

Главная проблема, с которой сталкиваются дети с РАС, — дефицит коммуникации. Специальная образовательная программа с этим никак не помогает. Она рассчитана на людей с нарушениями интеллектуального развития, а не на аутичных школьников. Поэтому не учитываются их потребности и возможности. В результате многие аутичные дети лишены возможности получать знания и развивать навыки коммуникации.

Часто аутичных детей просят перейти на домашнее обучение. Это значит, что человек с дефицитом коммуникации совсем перестает общаться со сверстниками и не видит никого, кроме учителя и семьи. Это не полезно для развития навыков общения.

Но есть и положительные примеры: школы, где развивается дружелюбная и доступная среда для детей с разными возможностями и особенностями. 

Ольга: В большинстве случаев индивидуальный подход отсутствует, и родители вынуждены выбрать обучение на дому. Мы предпочли обучение в школе, чтобы у сына было понятие «школа» с целью социализации и адаптации. Сначала обучались в частном лицее. Отличие от государственной школы было в улучшенной материально-технической базе и маленьких классах. Индивидуального подхода, к сожалению, не было, и мы перешли в государственную общеобразовательную школу с надомной формой обучения. Было сложно, так как педагоги не знают, как работать с аутичными детьми. У кого-то получалось найти подход, а кто-то даже не пытался.  

Как эта среда устроена? Кто помогает в ее организации?

Елена: По закону в РФ детям с РАС в школе полагается персональный тьютор. Это важный помощник в образовательном маршруте детей с РАС. С поддержкой тьютора ребенок более успешно практикует общение с другими детьми и осваивает школьную программу. Получить тьютора — не всегда легко, но все больше и больше родителей добиваются этого.

По закону в РФ детям с РАС в школе полагается персональный тьютор.

Некоторые родители организовывают ресурсные классы — это формат инклюзивного обучения для детей с РАС вместе со сверстниками. В таких классах ребёнок получает возможность участвовать частично в различных занятиях, постепенно увеличивая свое учебное время. Для каждого ребёнка готовится индивидуальная программа, а с обучением ему помогает тьютор и поведенческий специалист. 

Ресурсные классы — невероятно сложный и часто дорогостоящий процесс для школ и родителей. Поэтому те классы, которые уже существуют в стране, заслуживают отдельного внимания и восхищения.

Есть ли в школах специальная система сопровождения? Как она устроена? 

Елена: Система сопровождения — это получение тьютора, который будет помогать с учебным процессом и коммуникацией с окружающими. Так, ребёнок не требует особого внимания и времени учителя, получает поддержку наставника и практикует общение с одноклассниками. 

Института тьюторства в России сейчас нет, школы часто не понимают, где вообще найти такого специалиста, и отказывают семьям. Тогда родителям приходится добиваться получения специального сопровождения с помощью юристов и официальных жалоб. У нас есть юридическая служба, и мы часто поддерживаем родителей в этих вопросах. 

Института тьюторства в России сейчас нет, школы часто не понимают, где вообще найти такого специалиста, и отказывают семьям.

Ольга: Мы не сталкивались с системой сопровождения. 

Присутствуют ли в школах специалисты с медицинским образованием? Какую роль они играют?

Елена: Любые дети, аутичные или нет, ходят в школу для получения новых знаний и опыта общения со сверстниками. Школа не должна быть медицинским учреждением. И не должна превращаться в подобное место. Медицинскую помощь аутичные дети, как и все остальные, получают у врачей. А в школе им нужна дополнительная помощь в налаживании контакта с окружающими и в усвоении новой информации.

Лучшие специалисты в школе для аутичного ученика — учитель и тьютор. Детям с особенностями развития важны не лекарства, а дружелюбная среда и новые знания.

Ольга: В каждой школе есть медицинский сотрудник, но его роль сводится к общим обязанностям медицинского сопровождения. Это не связано с оказанием какой-либо помощи детям с РАС.

Правда ли, что обучение детей с РАС происходит в игровом формате или используются другие методики?

Елена: Каждый ребёнок с аутизмом уникален. РАС — это широкий спектр особенностей, и у каждого ребёнка или взрослого будут свои сильные и слабые стороны, дефициты и таланты. 

Методики обучения аутичных детей часто выстраиваются индивидуально. Но если говорить об академическом образовании, то игра для ребёнка с аутизмом будет так же важна или не важна, как и для ребёнка без особенностей развития. Где-то она может быть уместна, где-то нет

Система получений новых знаний точно такая же, как и у всех, но часто с увеличенной степенью поддержки. Есть такая проблема, что часто дефицит коммуникации принимают за низкий уровень интеллекта и переводят ребёнка на упрощённую школьную программу. В результате человек с высоким уровнем знаний не получает образование, что приводит к невозможности поступить в высшее учебное заведение.

Ольга: Сын учился по общеобразовательной программе, но с сокращённым количеством часов в классе. Игровая форма и какие-либо иные специальные методики усвоения материала отсутствовали. Из-за сокращения количества классных часов приходилось очень много заниматься дома самостоятельно и/или с репетиторами. 

В чём заключается важность инклюзивного образования для детей с РАС? 

Елена: Инклюзия* — это норма жизни, для которой на сегодняшний день, к сожалению, ещё существует это специальное слово. Очень надеюсь, что в будущем оно перестанет использоваться, потому что инфраструктура и общество станут приспособлены для людей с разными особенностями. 

Надеюсь, что в будущем перестанут использовать слово «инклюзия», и общество будет приспособлено для людей с разными особенностями.

Включение в общество аутичных людей приносит пользу не только им самим, но и всему обществу в целом. Ограничивая кого-то в правах, мы создаём ситуацию сегрегации, наращиваем количество закрытых учреждений, инвалидизируем людей и никак не используем их потенциал. Это нерабочая и совершенно не гуманная схема.

Ольга: Важность заключается в социализации и адаптации детей с РАС. В их дальнейшем становлении, реализации умений и способностей.

*Инклюзия — это включение людей с особенностями развития в активную общественную жизнь. 

Дети с РАС учатся наряду с обычными школьниками или отдельно? 

Елена: Многим аутичным детям подходит обычная образовательная программа, кому-то нужна специальная, есть даже те, кому может быть и комфортнее учиться дома. Но самое важное, что не нужно считать всех аутичных людей одинаковыми и изолировать их от общества.

Не нужно считать всех аутичных людей одинаковыми и изолировать их от общества. У каждого ребёнка должен быть свой индивидуальный образовательный маршрут.

Есть миф, будто дети и взрослые с аутизмом всегда избегают общения. Но это не так: все аутичные люди очень разные. Есть люди с аутизмом, которые не испытывают трудностей при общении, а некоторые предпочитают проводить время в одиночестве — как и многие люди без аутизма. Также часто аутичные дети хотят общаться с другими людьми, но не могут это осуществить из-за отсутствия навыков коммуникации.

При определённой поддержке многие аутичные школьники могут учиться в группе, находить друзей и развивать свои таланты.

Ольга: В нашем случае это происходило отдельно.

Кто готовит детей с РАС к экзаменам: учитель, репетитор или обучение проходит в групповом формате?

Ольга: В нашей школе практически не было подготовки к ОГЭ и к ЕГЭ, мы использовали практически все доступные способы: школа, репетиторы, индивидуальные и групповые онлайн-курсы. 

В чём основные сложности подготовки к экзаменам для детей с РАС?

Ольга: Основная сложность – в необходимости большего времени для подготовки и индивидуального подхода.

В какие высшие учебные заведения поступают дети с РАС после сдачи ЕГЭ?

Елена: Дети и взрослые с РАС — это, в первую очередь, дети и люди с разными сильными сторонами и интересами. Они могут поступать в абсолютно любые колледжи или высшие учебные учреждения, как и люди без особенностей развития. Но, к сожалению, многие вузы остаются недоступными для аутичных студентов. 

Часто взрослые с РАС вынуждены поступать в университеты, ориентируясь не на свои интересы, а на опыт развития программ для людей с инвалидностью в том или ином учреждении. 

Для большинства аутичных студентов вузы остаются недоступными в принципе.

Это комплексная проблема: с одной стороны, школьник оказывается не готовым к сдаче экзаменов и поступлению по причинам особенностей среды, где он учился, его навыков, знаний и отличий в общении. С другой стороны, на практике сами вузы остаются закрытыми для людей с РАС: нет системы наставничества, нет инклюзивных проектов, нет знаний об инклюзии среди педагогов. 

Существуют колледжи, где люди с инвалидностью могут осваивать новые профессии. Но, как правило, они не всегда адаптированы для студентов с ментальными особенностями. 

Сейчас двое студентов фонда успешно учатся в вузах — это важный опыт не только в их жизни, но и ценный пример для общества в целом: люди с аутизмом могут быть успешными в образовании.

Бывший участник нашего подросткового проекта Андрей Цырцанов в прошлом году поступил в ИТМО. Он учится на программиста в сфере защиты безопасности данных. Мы немного помогли с подготовкой к поступлению, с контактами инклюзивного отдела ИТМО, с адаптацией в новом месте и коллективе на первых порах. Но сейчас Андрей уже справляется сам, и у него огромные планы на жизнь и карьеру.

А наш студент и одарённый пианист Лёша Герасимчук уже скоро закончит консерваторию. Мы помогаем ему тьюторским сопровождением в процессе учёбы. Так ему стало обучаться намного комфортнее и спокойнее. У Лёши настоящий талант, и теперь он будет реализован!

❤️ «Антон тут рядом» — негосударственный благотворительный фонд системной поддержки людей с аутизмом. Подробнее о фонде и проекте «Прикоснуться словами» здесь.

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

«Мой ребёнок не хочет учиться»: как привить ребёнку интерес к учёбе
Самый частый вопрос любого родителя подростка: «Как заставить моего ребёнка учиться?» 🤔 Сразу скажем, что никак. Всё, что в данной ситуации в ваших...
«Мой ребёнок не хочет учиться»: как привить ребёнку интерес к учёбе
5 востребованных сфер, где нужны дизайнеры
Рассказываем о популярных специальностях в сфере дизайна: что нужно делать, сколько зарабатывают специалисты и где учиться, чтобы получить эту...
5 востребованных сфер, где нужны дизайнеры
Самые частые ошибки в ЕГЭ 2023 по обществознанию: как их избежать
В этой статье разберём самые частые в ошибки в ЕГЭ по обществознанию. Расскажем, что чаще всего упускают в тестовой части; какие задания письменной...
Самые частые ошибки в ЕГЭ 2023 по обществознанию: как их избежать
5 лайфхаков, которые сделают учёбу проще и эффективнее
Простые советы, как сосредоточиться на учёбе и не отвлекаться. Как найти в себе силы сосредоточиться на учёбе Для начала чётко сформулируйте цель....
5 лайфхаков, которые сделают учёбу проще и эффективнее
Пошаговый план выполнения 28 задания по географии
Рассказываем, что нужно знать для задания 28 по географии. Для 28 задания нужно выучить много географических терминов. Ловите подборку...
Пошаговый план выполнения 28 задания по географии
Как выбрать предметы для сдачи на ЕГЭ
Как выбрать предметы для ЕГЭ? Простой гайд по подготовке и выбору подходящих дисциплин для сдачи. 1. Как выбрать предмет для ЕГЭ? 🌟 Выбор предметов...
Как выбрать предметы для сдачи на ЕГЭ

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.