Британские ученые выяснили, что домашка может занимать не 100 часов после школы! А Минбразования РФ как раз по этому поводу выпустило «Методические рекомендации по организации домашней учебной работы» — документ, в котором объясняются основные принципы домашней работы школьников. Казалось бы — скучное чтение для учителей. Но нет! Рассказываем, почему «Методические рекомендации» будут также интересны школьникам. А юрист в сфере образования Юлия Ознобишина объяснит, должны ли учителя соблюдать все эти правила.
В первых двух разделах нам рассказывают всё о домашней работе — какой она должна быть, как её лучше выполнять. А ещё зачем нам вообще читать «Обломова» (чтобы завидовать, как главный герой хорошо лежит на диване) и решать котангенсы.
Нам интересен третий раздел документа —«Организация домашней работы». Это рекомендации по объёму домашней работы и времени её выполнения. Давайте разбираться подробнее.
Больше всех повезло младшей школе: им домашку на выходные рекомендуют вообще не задавать. В средней и старшей школе задания на выходные задавать можно, но только если они направлены на повторение и систематизацию знаний, которые школьник получил на уроке (3.6)
Получается, если на уроке истории вы только начали изучать Первую мировую войну, то на самостоятельное изучение вам не могут дать Версальский договор. Этот документ — уже из итогов войны, его заключили в 1919 году. В качестве домашки могли бы задать, например, предпосылки Первой мировой и первые военные кампании 1914–15 годов.
А вот на праздники задания вообще не задаются!
Также не рекомендуется задавать домашнее задание на каникулы — могут посоветовать только что-то из списка литературы для самостоятельного чтения (3.7).
💥 Важный момент: если вы пропустили занятия по болезни, то домашнюю работу на эти дни можно не выполнять.
Объём домашних заданий не может быть больше половины работы, которую вы успели выполнить на уроке (3.8). Если на уроке вы прочитали только 20 страниц «Евгения Онегина», то на дом вам могут задать лишь десять страниц. Конечно, можно прочитать больше, если вдруг захочется узнать, как юный Евгений отреагировал на письмо Татьяны.
Также при организации домашней работы к следующему учебному дню должно учитываться количество домашки по другим предметам, а также её трудоёмкость (3.9). Если по геометрии вам уже задали пять задач, то по русскому вас должны пожалеть. 🥲
В документе от Минобразования есть рекомендации по времени выполнения домашки (3.10):
А ещё есть рекомендации, сколько времени ученик может проводить за выполнением домашки на компьютере (4.2):
На подготовку больших трудоёмких домашних заданий — например, на сочинение или доклад — вам должны дать не менее семи дней, учитывая выходные дни (3.11).
💥 Важный момент: домашнее задание в электронном дневнике должно появиться после урока или в конце учебного дня, когда у вас уже закончились другие уроки (3.12). Если учитель даёт домашку на следующий день только в 20:00 — это не норма.
Комментирует Юлия Ознобишина, юрист в сфере образования:
«Методические рекомендации — это не обязательный к исполнению документ, он носит только рекомендательный характер. Его содержание желательно учитывать при разработке «Положения об организации домашней учебной работы». Оно как раз и будет обязательным документом для исполнения.
Отмечу, что Минпросвещения может требовать от школ исполнения своих официальных рекомендаций.
Родители также могут воспользоваться рекомендациями для организации домашней подготовки школьников. (Например, использовать пункты о времени выполнения домашней работы.
Также методическими рекомендациями можно пользоваться, если возник конфликт с администрацией школы.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.