Решаем задания Дальнего Востока ЕГЭ-2024 по литературе вместе с Василисой Бродской, преподавательницей Вебиума. В конце статьи — видеоразбор и шпаргалки для экзамена.
Василиса Бродская разобрала каждое задание из Дальнего Востока ЕГЭ-2024. Смотри видеоформат, а текстовым решением номеров из КИМа 2024 года делимся дальше.
🩷Наташа Ростова — одна из его любимых героинь в «Войне и мире». Её характер показан в постоянном развитии с помощью психологизма — «диалектики души». Персонаж совершает ошибки, но осознаёт их и морально «растёт». Помимо этого, Наташа Ростова способна восхищаться «прекрасным» и положительно влиять на окружающих, сохранять доброту и естественность. Элен же – полная противоположность, у нее «мраморная красота», однако она не способна на возвышенные чувства и искренние поступки.
🩷Эпизод побега с Анатолем Курагиным демонстрирует желание Наташи Ростовой ощутить любовь. Она стремится к искренним чувствам, возвышающим душу. Именно из-за невозможности не выражать радостные чувства Наташа Ростова решается на подобный поступок, не дожидаясь свадьбы с Болконским. Неудача и разрыв отношений с князем Андреем, попытка самоубийства способствуют формированию сильного и богатого внутреннего мира. Например, Наташа осознаёт ошибку и просит прощения у Андрея Болконского.
🩷Элен Курагина, портрет: «Элен была так хороша…», Элен — развратная, жестокая женщина: «Мне говорили, что её брат Анатоль был влюблён в неё, и она влюблена в него, что была целая история и что от этого услали Анатоля», за ее внешней красотой не скрывается богатый внутренний мир, она возбуждает не возвышенные чувства (как Наташа Ростова), а низменную страсть: «Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Она воспитана в высшем обществе, но выражается грубо.
🌟”Иней”. Стихотворение посвящено рассуждениям о жизненных изменениях. Образ волшебного сказочного терема, в который превратился лес, некоторое время пугает лирического героя. Однако спустя время он примиряет лирического героя с жизнью. И его печальные опасения “Порядок творенья обманчив // Как сказка с хорошим концом” сменяются принятием жизни: “И белому мертвому царству, // Бросавшему мысленно в дрожь, // Я тихо шепчу: «Благодарствуй, // Ты больше, чем просят, даёшь».
🌟“Снег идет”. Время и человеческая жизнь, подобно снегу, неумолимо движется вперед, “проходит”, однако осознание этого не страшит, потому что благодаря ритмике стиха (медленное, острожное повествование), образу неба, воссоединяющегося с землей, уютной детали – цветы герани, Пастернак не пугает этой темой, а лишь напоминает о том, что “Жизнь не ждет”. Однако даже эта философская мысль тут же сплетается образом праздников – “Не оглянешься и святки”. А “промежуток краткий”, который тоже ассоциируется со скоротечностью жизни, сменятся напоминанием о счастливом празднике, о Новом годе – “Смотришь, там и новый год”
🌟“Во всем мне хочется дойти…”. Лирический герой провозглашает искренность и пытливость своими главными качествами в жизни, ему хочется дойти “до самой сути” в “работе, в поисках пути, // В сердечной смуте”. Его стремление – “Жить, думать, чувствовать, любить, // Свершать открытья”, быть деятельным, страстно влюбленным в саму суть жизни – движение. Благодаря кратким рядам однородных членов стихотворение звучит динамично, это же подтверждают и яркие последние стихи, сильное место текста: лирический герой – “Натянутая тетива // Тугого лука”, он в напряжении, готов сорваться в полет, словно стрела.
🍃М.Ю.Лермонтов, “Тучи”
С природным образом у лирического героя ассоциируется философская проблематика — он ищет подобных себе, вечных странников, но понимает, что тучи, в отличие от него, свободны вообще от всего: “Вечно холодные, вечно свободные,//Нет у вас родины, нет вам изгнания”.
🍃М.Ю. Лермонтов “Выхожу один я на дорогу…”
Оба стихотворения философские и через образы природы раскрывают вопросы жизни; образы природы заставляют лирических героев думать: “Что же мне так больно и так трудно?”
🍃В.А.Жуковский, “Море”
Лирический герой “Моря” обращает к стихии риторические вопросы с целью понять, что происходит на душе у него самого: “Что движет твое необъятное лоно?\Чем дышит твоя напряженная грудь?\Иль тянет тебя из земныя неволи\Далекое светлое небо к себе?..”
🍓«Обломов» И.А. Гончаров. АСПЕКТ (уточнение темы): разнице мировоззрений влюбленных.
Обломов – тихий, спокойный и ленивый человек. Ольга, наоборот, активна и деятельна. Ее представления о жизни через некоторое время после начала отношений становятся для Ильи Ильича не близкими. Обломов сравнивает любовь со службой, его тяготит постоянная деятельность, которую от него ждет Ольга. Героиня полюбила «будущего Обломова». В одну из встреч герои Чехова понимают то, что не близки друг другу. Видя, как изменилась Катерина Иванова, как она потеряла девичью несерьёзность и стала умной и деятельной женщиной, восхищающейся возможностью Дмитрия помогать людям, Ионыч мысленно повторяет фразу: «А хорошо, что я тогда не женился». Ценности Старцева изменились и потому любовь не кажется ему наслаждением, как и герою Гончарова.
🍓«Отцы и дети» И.С. Тургенев. АСПЕКТ: разнице мировоззрений влюбленных, социальное положение.
Выросшая в неге и заботе родителей богатая и избалованная Катерина Ивановна нравится Дмитрию Старцеву уже с первой встречи. Однако герой сразу вспоминает о своем низком положении. «Пара ли она тебе?» – этот вопрос Дмитрий задает себе, вспоминая о сложной жизни земского врача. Базаров, как и Старцев, врач, который не позволяет себе покой и отдых. Он постоянно занят делом, проводит опыты и понимает, что его «горькая, терпкая, бобыльная жизнь» – тяжелое испытание, которое разделяет его и Одинцову. Героиня привыкла к спокойствию. После объяснения с Базаровым она задумывается о том, что комфортная жизнь для нее лучше всего на свете. «Как по рельсам катишься».
🩷«О любви» А.П. Чехов
Герои тайно влюбляются: Анна – замужняя женщина, ее муж – друг Алехина. Алехин восхищается Анной, он кажется ему умной, интеллигентной красавицей. Он замечает, что Анна тоже испытывает к нему чувства, однако они не могут признаться друг другу в любви, потому что считают, что это признание разрушит их жизни. В конце произведения Анна уезжает в Крым, встречается в поезде с Алехиным, но они все равно расстаются навсегда, так и не решившись изменить свою жизнь ради любви. Здесь важно понимать недостижимость счастья для героев – они боялись изменить свою жизнь, потому и остались несчастными.
🩷«Горе от ума» А.С. Грибоедов
Чацкий и Софья. Софья – первая любовь Чацкого, он первым делом старается встретиться с ней по приезде в Москву. Однако за время его отсутствия Софья нашла себе другого – Молчалина.
🩷«Отцы и дети» И.С. Тургенев
Базаров и Анна Одинцова: Анна, несмотря на чувства к Базарову, выбирает свое душевное спокойствие и отказывается от любви.
***
Как трудно от мысли отделаться словом,
когда не под силу заснуть до утра
и с треском трепещут в тумане лиловом
тяжелые красные крылья костра.
Как трудно понять, что задумали листья
и мысли какие у дряхлого пня,
когда из беззвездности лепятся лица,
отлитые бронзовым блеском огня.
Как трудно понять, для чего на рассвете
под шелест плакучих обнявшихся ив
неспящие лошади слушают ветер,
игривые гривы устало склонив.
И просит родник: «Из меня ты напейся.
Ты губы надолго в меня опусти».
И, словно дыханье, рождается песня,
в которой слова невозможны почти.
Е. Евтушенко
🙃 Рассуждение о серьёзных вопросах человеческого бытия. Озарение. Все неподвластное слову, что не может выразить лирический герой, тяготит его: «Как трудно от мысли отделаться словом». Однако природа открывает ему тайну гармоничного существования. Душа ЛГ, которая до этого не знала покоя, наконец получает его, потому что чувство находит воплощение не в слове, которое сложно подобрать, а в ощущении, которое можно пережить.
🙃 Тема творчества, вдохновение, которое дает природа. «И, словно дыханье, рождается песня, / в которой слова невозможны почти», – гармония, которую дает природа, вдохновляет ЛГ, дает ему свободу и силы творить. Он становится частью огромного, наполненного образами идеального мира, поэтому все его понимают без слов.
🍓“Преступление и наказание”. Воскресение Лазаря
Перед тем, как признаться в преступлении и принять наказание, Родион просит Соню прочитать ему притчу о том, как Иисус Христос воскресил Лазаря, одиннадцатую главу Евангелия от Иоанна. Как и в рассказе Горького, эта легенда не отвлечена от сюжета и образов героев, но раскрывает их глубже – убийца Родион и проститутка Соня надеются так же, как и “друг Христов”, воскреснуть – Соня – “великая грешница”, и Родион – убивший себя, свою душу, а не старуху-процентщицу.
🍓“Капитанская дочка”. Калмыцкая сказка
Пугачев рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказку:
Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!
Бунтовщик, преступник Пугачев считает, что “лучше раз напиться живой кровью” – по сути, это лишь значит, что он считает, будто лучше короткая, но яркая жизнь, чем длинная, но тоскливая. Однако в контексте образа самого Пугачева эту сказку можно интерпретировать и как оправдание его мятежа. В рассказе Горького легенды о Ларре и Данко тоже иллюстрируют жизненную позицию героини — нужно жить, себя не жалея (Данко), однако гедонизму, эгоизму в человеке всегда есть место (Ларра).
🍓“Кому на Руси жить хорошо”. Бабья притча
Матрена Тимофеевна рассказывает главным героям поэмы притчу о бабьем счастье, которой с ней поделилась богомолица: “Ключи от счастья женского, // От нашей вольной волюшки // Заброшены, потеряны // У Бога самого!”. Многие пытались отыскать их – и “отцы-пустынножители”, и “жены непорочные” – однако даже господь бог не знает, где они. Притча своеобразно отвечает на идейный вопрос поэмы – женщинам точно не живется “весело, вольготно на Руси”.
🍄Герои-«самодуры» в произведении: Кабаниха и Дикой. Монолог Кулигина раскрывает сущность нравов Калинова: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” В словах героя описываются основные черты, свойственные жителям: грубость, бедность внутреннего мира, алчность, скрытность.
🔴Дикой:
— Неприязнь к тем, кто ниже «самодуров» по статусу. Дикой жесток по отношению к жителям города, считает допустимым оскорблять людей: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — это обусловлено и тем, что в Калинове нет более властных лиц. Требуя незаслуженного уважения, герой употребляет в речи ругательства, что демонстрирует его высокомерие: «Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают…»
— Дикой не может спокойно отдавать деньги другим даже за проделанную ими работу, потому что жадность — одна из главных черт его характера, в чем он признается сам: «Потому — только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только…» Алчность влияет на его отношение к людям, делает его враждебным даже к близким: «Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю».
🔴Кабанова:
— Ревностно защищает старые порядки, правила Домостроя, выступает за подчинение жены мужу. Кабанова считает, что Тихон должен строже относиться к Катерине, из-за чего сама груба с ней: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают».
— Героиня показательно религиозна: молится, часто вспоминает Бога, показывает окружающим свои щедрость и милосердие, при этом груба с членами семьи: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
🌟Лагерь – своеобразный, отдельный мир. Там действуют особые законы, они жестокие, заключенные выживают, не живут.
🌟Произведение реалистическое как раз благодаря тому, что Шухов Иван Денисович, главный герой, знает о том, как выглядит лагерная жизнь – он сам отбывает срок. Все события в повести происходят за один день, потому что даже один день раскрывает лагерный быт: “Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три”
— герои вынуждены работать на износ (эпизод, в котором герой радуется тому, как его бригаду не выгнали в Соцгородок тянуть проволоку на морозе)
— они получают несправедливые наказания, постоянно попадают в карцер (об этом тоже говорит Иван Денисович, когда радуется своему наказанию – мытью полов)
— самое страшное здесь – заболеть (что вполне возможное и частое событие исходя из условий), потому что никаких лекарств и помощи не дождешься
— счастье для заключенного – знакомая работа, отсутствие карцера и “шмона”
1. Смелый. «Красивые всегда смелы». Данко – уникальный герой. Горящее сердце героя – яркая метафора смелости и внутренней силы. «Во мне есть смелость вести».
2. Гуманист. Видя, как страдают близкие ему люди, Данко «понес труд», отдал свою жизнь за других несмотря на то, что они были слабы и неблагодарны. Горький передает это через сравнение – люди подобны зверям, готовы уничтожить смельчака Данко.
🩷По Чехову:
«Смерть чиновника», «Человек в футляре»: мелкость обывателя сатирически изображена в деталях. Можно вспомнить «футляр» Беликова, весь его образ в целом — и его девиз «как бы чего не вышло»: “И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник”. Важный момент: весь Беликов целиком погружен в футляр — не только его портрет, но и его образ жизни был ознаменован этой попыткой спрятаться от жизни (не зря он преподает мертвый язык).
🩷Можно проанализировать сцену похорон Беликова: так, гроб (в значении смерти) стал для него последним и самым желанным, самым безопасным “футляром”: “Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!” Любопытно, что природа как бы “помогает” Беликову сложить все его окружение в “футляр” в честь его смерти: “И как бы в честь его во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами”.
🩷Страх “стать посмещищем” знаменует его кончину — подобно Червякову из другого рассказа Чехова, обыватель-Беликов тоже умирает от душевного потрясения: жалкая, смешная причина ссоры с Коваленко совсем скоро дополняется смешной причиной смерти — он был обсмеян Варенькой после падения с лестницы.
🩷Очень близка этому рассказу уже упомянутая “Смерть чиновника”. Начать следует с говорящих фамилий: Червяков — очевидно, указывает на “мелкость” человека (поздний извод реалистического типа “маленького человека” — герой, не вызывающий, в отличие от классического “маленького человека”, никакой жалости, не обладающий никаким внутренним миром). В дополнение можно рассмотреть и фамилию генерала Бризжалова — она ассоциируется с глаголами “брюзжать” или “брезговать”, а также “брызгать” (см. мысленное сюжетообразующее восклицание Червякова: “Я его обрызгал!”)
🩷Весь рассказ тематизирует как раз слепое чинопочитание: сама завязка сюжета комична — чиновник пытается извиниться перед вышестоящим лицом за то, что обрызгал его в театре, чихнув (физиологический момент характерен для врача-Чехова, но он так же сам по себе снижает “конфликт”). Смерть также обнажает смехотворность жизни “мелкого человека”: “В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер”. Следует обратить внимание на подбор слов — Чехов использует именно “помер” (ср. с предвосхищением смерти Беликова: “И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова”).
🩷«Толстый и тонкий». Продолжая тему чинопочитания и физиологии — в этом рассказе отвращение к чинопочитанию в финале изображается вполне конкретно: “Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку”. Важно: в этом рассказе толстый (Михаил, более высокопоставленный чиновник) не требует от тонкого (Порфирия, менее высокопоставленного) уважения к его положению, не относится к нему с презрением: они — “друзья детства”, это уже существенная переработка отношений в чиновнической среде. Именно поэтому раболепие Порфирия буквально до тошноты противно Михаилу.
✨По Гоголю:
🌟Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» сатирична – в ней изображена ложь, трусость, жестокость, безразличие, чинопочитание в тех героях, которые изначально вызывают улыбку.
🌟Например, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий, «взяточник», «мошенников над мошенниками» обманывает. Комичность его образа заключается в том, что он не видит недостатков в собственной работе, крича «на улицах кабак, нечистота!» – то есть, виня в сложившейся ситуации других и не понимая, что беспорядок связан с его безответственным отношением к благоустройству города N (вспомнить эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»).
🌟Иван Александрович Хлестаков — лжеревизор — также комичен, и через его образ автор высмеивает такие пороки, как лживое хвастовство и глупость. Так, слуга Осип жалуется на барина: «…нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя!» Эта характеристика выдаёт в Хлестакове персонажа, любящего чужое внимание, уважение, и хвастающегося ради этого. При этом Иван Александрович не видит границ собственной лжи и гиперболизирует всё, о чём говорит, завирается: «С Пушкиным на дружеской ноге». В «Замечаниях для господ актеров» написано, что Хлестаков «без царя в голове».
🌟То, что чиновники под началом Сквозник-Дмухановского, в принципе верят в завиральные россказни Хлестакова – тоже комично. Сам по себе городничий – не глупец, но его “ослепляет”, одурачивает страх: он боится потерять свое положение, свой достаток, стремится всеми силами скрыть “грешки”. Именно страх помогает ему “трактовать” ложь Хлестакова как некие намеки или тайные указания – так, он считает, например, что в этом эпизоде Хлестаков завуалированно требует взятку:
🌟Хлестаков. Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.
Городничий (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Не знаешь, с которой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.
🍓Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
1. Крестьяне. Счастье крестьянина «с заплатами», «с мозолями». Глава «Счастливые». Обычные люди, старуха и рекрут, пытаясь получить в награду от мужиков, ищущих счастливого, угощение, рассказывают о своем счастье. Рассказы сводятся к выживанию – выросла свекла, не умер на войне. Ипат – холоп князя Утятина. Для него счастье – быть рабом.
2. Дворяне. Оболт-Оболдуев вспоминает о прекрасном дореформенном быте дворянина: охота, роскошная жизнь. «Теперь не та уж Русь», – сокрушается помещик. Для него счастье – это прошедшие времена торжества барской жизни. Безнаказанность – «Сорил казну народную / И думал век так жить».
3. 5 счастливцев. Особая концепция Некрасова. Песенка Русь Добросклонова, которая посвящена народному счастью. В ней автор выводит формулу настоящего счастья – ответа на вопрос «Кому живется весело вольготно на Руси»: «В рабстве спасенное / Сердце свободное». По-настоящему счастливыми у Некрасова являются те герои, которые сохранили свободу и гордость, несмотря на трудности. Яким Нагой (« На мерочку господскую/ Крестьянина не мерь»), Ермил Гирин (счастлив народной любовью), Матрёна Корчагина (сохранила семью), Савелий Богатырь Святорусский («Клейменный, да не раб») и Гриша Добросклонов.
🍓А.П. Чехов «Студент»
1. Символическое значение весны и Пасхи. Весна – символ возрождения и начала новой жизни. В экспозиции Иван Великопольский с досадой и отчаяньем рассуждает о том, что мрак, нищета, разорение было и «При Рюрике, и при Петре». В природе: «Не похоже, что скоро Пасха». Состояние героя, его печальные мысли отражены в описании природы.
2. Сочувствие – то, что объединяет людей. Великопольский встречает на поле двух баб. Рассказывает им о истории об отречении Петра и неожиданно для себя видит в их глазах слезы сочувствия. Для него открывается новая истина. Он понимает, что в мире есть люди, способные сострадать даже тем, кто незнаком им и далек от них, как далеки от этих женщин евангельские события.
3. Из печали и тьмы – к свету. В конце Чехов снова сосредотачивает внимание на пейзаже. Он преображается, сам Великопольский чувствует начало весны. Автор замечает, что герою было всего лишь 22 года. Усталость жизни покидает Ивана: «И жизнь казалась ему <…> полной великого смысла»
🩷Лермонтов, “Нищий”. Лирический герой искренне, нуждаясь, любит и просит любви (сравнение с нищим: “Куска лишь хлеба он просил…” — любовь метафорически сравнивается с хлебом насущным), однако избранница жестоко насмехаясь отвергает его любовь (”И кто-то камень положил // В его протянутую руку” — не просто проигнорировала, а обманула — вместо хлеба камень, вместо любви насмешка).
🩷Пушкин, “Я вас любил: любовь еще, быть может…”
Лирический герой понимает, что любовь, которая в его душе еще “угасла не совсем”, была невзаимной – он любил “безмолвно, безнадежно”.. Он довольно легко “отпускает” возлюбленную, желая ей счастья, однако иронизирует — вряд ли кто-то другой полюбит ее так сильно, как он: “Я вас любил так искренно, так нежно, // Как дай вам Бог любимой быть другим”.
🩷(спорно, 1845 г) Некрасов, “На дороге”. Ролевой герой-ямщик рассказывает историю о “злодейке жене”, крестьянке, воспитанной в “господских” условиях — ее вернули из господского дома “на село”, непривычную к жизни крепостных буквально убивает печаль. Ролевой герой тоже опечален — “…становилось // Инда жалко подчас… да куды!”. Он пытается по-крестьянски утешить ее, однако “То натерли ей ногу коты, // То, слышь, ей в сарафане неловко”. Он старается уважать ее, как может, однако не чувствует взаимности:
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…
💕Достоевский описывает, к чему следование жестоким, антигуманным идеям может привести общество, как оно способно исказить нравственный облик человека.
💕Родион Раскольников — герой, проверяющий теорию о «низших» и «собственно людях». Разделение общества на тех, кто имеет право творить злодейства, и тех, кто нужен лишь для продолжения человеческого рода, ошибочно — это автор раскрывает благодаря душевным терзаниям персонажа после совершенного убийства: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Эпизод на каторге свидетельствует о том, что только раскаяние, доброта, любовь способны «воскресить» человека: «…тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека».
💕Жизненная позиция Свидригайлова — вседозволенность, возможность совершения зла ради благой цели: «Единственное зло и сто добрых дел!» Герой считает, что людям никогда особенно и не была присуща нравственность, а потому испытывать «угрызения совести» по какому-либо поводу неразумно. Финал жизни героя характеризуется осознанием собственного одиночества в мире, его теория не помогает достичь счастья, оказывается нежизнеспособной, приводит Свидригайлова к самоубийству.
💕Семен Мармеладов — «маленький человек», его судьба показывает, к чему приводит безразличие окружающих, как слабый духом обыватель вынужден существовать в мире, полном несправедливости. Герой признается в своей беспомощности, в том, что не может обеспечить достойное существование семьи: «…я прирожденный скот!» Такая деталь, как чулки жены, особенно остро воспринимается Мармеладовым — тот факт, что ради алкоголя персонаж продает даже их, особенно тяжело воспринимается им, становится доказательством окончательного падения личности.
Результаты ЕГЭ-2024 по литературе ты узнаешь 6 июня. Где их искать, смотри в нашей статье 👇
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.