Дальний Восток ЕГЭ 2025 по литературе: разбор заданий

Василиса Бродская
Филологическая дева и главный любитель метафор. 6 лет служу музам и готовлю к ЕГЭ по литературе в Вебиуме.

Разбираю реальные задания с Дальнего Востока ЕГЭ 2025 по литературе!

11.4 Сожалеете или осуждаете Беликова в рассказе Чехова «Человек в футляре»: Дальний Восток ЕГЭ 2025

​​«По капле выдавливать из себя раба» (кредо Чехова)

1. Страх – это, по Чехову, подлость. Метафора «футляра» – «футлярные мысли» Беликова, его работа (древние языки, они не изменяются, в них все предсказуемо), внешность – отражение тотального страха жизни.
2. Боится изменяющейся жизни и общественного порицания (глупостей). Боится слухов про связь с кухаркой, ест только постное, спит под пологом.
3. Доказательство осуждения в смерти – умирает нелепо. В гробу «он достиг своего идеала». Умирает (упрощенно) о того, что испугался (брат Вареньки спустил его с лестницы).

10. Связь внутреннего мира человека с мирозданием: Дальний Восток ЕГЭ 2025

«Июль» Б.Л. Пастернак
Месяц года в этом стихотворении олицетворяются. Автор наделяет июль человеческими чертами и определенным характером, чтобы передать теплую и беззаботную атмосферу в доме.
Однако читатель не сразу понимает, о ком стихотворение, в первой части виден лишь образ баловника-невежды, приехавшего погостить к лирическому герою. Только во второй части автор пишет о том, что этот приезжий гость — сам июль. Образ этого летнего месяца очеловечен, он имеет задорный характер, приносит в жизнь людей легкость, радость и движение, меняя их привычный ритм: «Везде болтается некстати, / Мешается во все дела».

«Заплаканная осень, как вдова…» А.Ахматова
Образ дождливой осени поэтесса сопоставляет с заплаканной вдовой. «Мужнины слова», которые она перебирает в памяти, не приносят ей утешения, а лишь усугубляют горечь утраты.
Героиня (осень) жаждет утешения, хочет забыть перенесенную боль, но понимает, что покой ей сможет принести лишь смерть. И, как мрачная осень сменяется тихой зимой, так и героиня ждет умиротворения и душевного покоя, пусть даже за это придется отдать жизнь.

«Туча» А.С. Пушкин
Основная мысль — сложные и тяжелые события в жизни человека чередуются с периодами затишья и умиротворения. Человек способен получить успокоение, видя, как гармонично устроена природа, принимая правила жизни и эту гармонию: любая беда, подобно грозе, когда-то закончится: начнется новый этап жизни, как вслед непогодой выходит солнце и все возвращается к спокойствию.

11.3 Элен Курагина и Наташа Ростова как два разных полюса романа-эпопеи «Война и мир»: Дальний Восток ЕГЭ 2025

Наташа Ростова — «живая жизнь». Героине свойственны естественность и эмоциональность, она испытывает потребность в любви. Пример её душевной чистоты — лунная ночь в Отрадном: «Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!». Наташа восхищается природой, искренне делясь своими эмоциями.

Элен Курагина — сочетание внешней красоты с внутренней пустотой. «Античные плечи» и «сияющая улыбка» противопоставлены её «пустым» качествам: «она могла говорить самые большие пошлости и глупости и все‑таки все восхищались каждым её словом и отыскивали в нем глубокий смысл». Она не обладает искренностью и не заботится о чувствах других.

Толстой противопоставляет героинь по принципу «подлинной и мнимой красоты»: Наташа честна и естественна в своём проявлении эмоций, в то время как Элен «пуста» и не способна на любовь.

11.1 Является ли Чацкий человеком, чьи идеи прогрессивны, и их можно воплотить, или же его идеалы неосуществимы: Дальний Восток ЕГЭ 2025

Чацкий – идейный «первопроходец»: символ вечного конфликта личности и общества. Его образом Грибоедов доказывает: прогресс всегда начинается с одиночек.

Его идеи прогрессивны, но неосуществимы в его время как раз из-за сопротивления общества. Не зря Грибоедов не вводит сценических персонажей ему в поддержку. Из условных единомышленников у него профессора Педагогического института, двоюродный брат Скалозуба и князь Фёдор, племянник Тугоуховской — внесценические персонажи, возникающие лишь в репликах других героев.

Идеи героя несколько опережают свое время (выступает за свободу мысли, противостоит московскому дворянству, застывшему в традициях крепостничества и чинопочитания). Он говорит от имени «нового поколения» (ср. «век нынешний и век минувший»), которое еще не вошло в полную силу на тот момент.

9.1 Какие чувства испытывает лирический герой: Дальний Восток ЕГЭ 2025

УЖЕ ВТОРОЙ

Уже второй. Должно быть, ты легла.
В ночи Млечпуть серебряной Окою.
Я не спешу, и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить.
Как говорят, инцидент исперчен.
Любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете. И не к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид.
Ты посмотри, какая в мире тишь.
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью.

(В. Маяковский, 1928-1930)

Лирический герой спокоен, даже опустошен: «Я не спешу, и молниями телеграмм / Мне незачем тебя будить и беспокоить». Он принимает расставание, не драматизирует, а осмысляет его. Свойственная Маяковскому ирония тут подчеркивает печальные попытки принять разлуку: «Как говорят, инцидент исперчен. / Любовная лодка разбилась о быт».

Интересно, что в финале текста лирический герой обращается к философствованию: «​​В такие вот часы встаешь и говоришь / Векам, истории и мирозданью». Он превращается в созерцателя, который из-за своей маленькой любовной драмы осознает масштаб вечной, спокойной вселенной.

11.4 Героический характер в русской литературе (На примере произведения одного из авторов: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. Шолохова): Дальний Восток ЕГЭ 2025

«Капитанская дочка», А.С. Пушкин. Петр Гринев
Гринев проходит путь личностного становления, вырастает из безалаберного мальчишки в честного и самоотверженного офицера.
Характер формируется под влиянием родительского воспитания. Гринев становится достойным человеком и гражданином благодаря следованию завету отца “Береги платье снову, а честь смолоду”.
Гринев показывает смелость и преданность долгу во время восстания Пугачева, нападения мятежников на Белогорскую крепость. Герой не предает свои идеалы, не присягает на верность Пугачеву.
Гринев предан не только государству, но и любви. Он спасает Машу Миронову из плена Швабрина и никому не сообщает, что причина его взаимоотношений с Пугачевым в необходимости спасения возлюбленной — трепетное отношение к ней проявляется даже в желании оградить Машу от судебных разбирательств.

«Тихий Дон», М.А. Шолохов. Григорий Мелехов
Григорий Мелехов демонстрирует смелость на войне. Он самоотверженно сражается, не прекращая пытаться понять, в чем правда и чьи идеалы (белых, красных, зеленых) ему ближе. Герой привязан к своей земле и близким, делает все, чтобы защитить их. В итоге Мелехов разочаровывается в войне, не приемлет ее жестокий, губительный характер, чем проявляет высокие нравственные ориентиры.

«Война и мир», Л.Н. Толстой. Наташа Ростова
Наташа — это “любимая героиня” Толстого, она нравственна, обладает внутренней силой, несмотря на юный возраст, способна совершать самоотверженные поступки и помогать тем, кто в ее помощи нуждается. Так, Наташа отдает подводы под раненых, ухаживает за раненым Болконским, заботится о матери, разбитой горем из-за гибели сына Пети.

10. В каких еще произведениях русской лирики раскрывается образ родного города: Дальний Восток ЕГЭ 2025

«Москва святая» Ю.И.Визбор
Образ родного города сопутствует жизни лирического героя: «О Москва, Москва святая,\\Я встречал тебя везде…». Это не просто малая родина, а часть душевного самосознания «москвича». Лирический герой побывал в разных местах и пережил разные события, но “Москва святая” всегда помогала ему: “Я бродил по Заполярью,\\Спал в сугробах, жил во льду,\\Забредал в такие дали,\\Что казалось — пропаду.\\На высоких перевалах\\В непутевом том краю\\Ты мне руку подавала,\\Руку сильную свою”

«Домики старой Москвы», М.И.Цветаева
Лирическая героиня с тёплой тоской вспоминает “славу прабабушек томных”. Стихотворение также пропитано ностальгией, все вещные детали (“…клавесина аккорды,\\Тёмные шторы в цветах,\\Великолепные морды\\На вековых ворота́х”) конструируют облик старой Москвы, той, которая сопутствовала лирической героине в детстве и которую уже не вернуть: “Из переулочков скромных\\Всё исчезаете вы”.

«Песенка об Арбате», Б.Ш.Окуджава
Отдельная московская улица становится предметом наблюдения Окуджавы: “Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание”. Она также ассоциируется, в итоге, не только с малой Родиной (Москвой), но и со всей Россией: “Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое отечество,\\никогда до конца не пройти тебя”. И точно также, как и в исходном стихотворении, Арбат сопутствует лирическому герою: “От любови твоей вовсе не излечишься,\\сорок тысяч других мостовых любя”.

«Стихи о Петербурге» А.Ахматова
Первая часть этого стихотворения посвящена Петербургу. Поэтесса с любовью и нежностью описывает город, его величие: «Вновь Исакий в облаченье/Из литого серебра». Но в её словах чувствуется печаль, вызванная изменениями, происходящими в Петербурге. Она чувствует, что прежние ценности постепенно уходят, и тем, какой теперь стала столица, государь-основатель (Петр Первый) был бы недоволен.
Вторую часть стихотворения можно отнести к любовной лирике. Город поэтесса воспринимает не как фон событий, а как полноценного участника. Переживания лирической героини связаны с образами Петербурга: «Оттого, что стали рядом/Мы в блаженный миг чудес,/В миг, когда над Летним садом/Месяц розовый воскрес».

5. Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Ильи Ильича с образом Евгения Онегина из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В чём проявляется сходство этих героев: Дальний Восток ЕГЭ 2025

Сходство героев Пушкина и Гончарова в том, что они не могут найти своего места в обществе, потому что тонко чувствуют его фальшь. Однако важно, что Обломов точно знает, что ему нужно — у него есть идеал, в отличие от Онегина, который погружен в вечные бессмысленные поиски.

Илья Ильич не погружен в “русскую тоску”, как Онегин, который не может найти себе места. Евгений долгое время был “светским львом”, но устал от однообразности такой жизни (интересно, что Илье Ильичу с самого начала такой образ жизни не близок из-за “беготни взапуски”, он прямо говорит об этом Штольцу ), погрузился в “русскую тоску” и уехал в деревню, наводить свои собственные (достаточно прогрессивные) порядки и искать нечто новое, какое-то развлечение. Он в вечном поиске, в вечном движении, бежит за чем-то, что может его развлечь, развеять его тоску, утолить усталость. Поэтому он дразнит Ленского, вероятнее всего именно поэтому пытается ухаживать за уже замужней Татьяной (вопрос о том, любил ли он ее искренне — открыт). Конечная же цель Обломова, то, что делает его счастливым — лежание и спокойная, пассивная барская жизнь. Идеал его жизни — Обломовка.

11.1 Черты романтизма в поэзии Лермонтова (на примере 3-ех стихотворений): Дальний Восток ЕГЭ 2025

1. Поэт и поэзия. Непримиримый конфликт героя и общества. «Как часто пёстрою толпою окружен». Мечта (возвышенные мысли, воспоминание о чистом и наполненным искренностью детстве) – «на праздник незванная гостья». Главная ценность светского общества – обман, фальшь (образ лиц – это «приличьем стянутые маски»). ЛГ резко противопоставлен лживому обществу и его пустым страстям.

2. Любовь. «Мир мечты» и «мир реальности», идеальная любовь невозможна, поэтому ЛГ одинок. «Я не унижусь пред тобой». Возлюбленная предает любовь, не знает, что такое возвышенные чувства, для неё любовь – это игра страстей: «Такой любви ты знала ль цену? Ты знала. Я тебя не знал». Возлюбленная не способна на самоотверженность в любви, не видит истинной сути этого возвышенного чувства: «Иль женщин уважать возможно,/ Когда мне ангел изменил?» (см. контраст), время, проведенное с ней, «отобрано у вдохновенья».

3. Тема злого рока, образ поколения «эпохи безвременья». «Дума». ЛГ чувствует усталость от жизни. См. метафору пассивности и тоски: «Плод, до времени созрелый». Поколение обречено, см. печальный финал: образ насмехающегося над отцом сына (презрение будущих поколений к бездействию и пассивности поколения эпохи николаевской реакции»

11.1 Любовная лирика М. Ю. Лермонтова: Дальний Восток ЕГЭ 2025

1. «Я не унижусь пред тобой». Возлюбленная предает любовь, не знает, что такое возвышенные чувства, для неё любовь – это игра страстей: «Такой любви ты знала ль цену? Ты знала. Я тебя не знал». Возлюбленная не способна на самоотверженность в любви, не видит истинной сути этого возвышенного чувства: «Иль женщин уважать возможно,/ Когда мне ангел изменил?» (см. контраст), время, проведенное с ней, «отобрано у вдохновенья».
2. «Нищий». Любовь – это предательство, жестокость и холодность к умоляющему о взаимности человеку. См. образ нищего в стихотворении – это развернутое сравнение («ТАК я просил твоей любви»), доказывающее эту мысль.
3. «Нет, не тебя так пылко я люблю». Любовь в реальном мире, наполненном фальшью, невозможна. ЛГ «сердцем говорит» (то есть откровенен, по-настоящему влюблен) с «подругой юных дней», с той, которая давно его оставила.

11.4 Тема роли поэта в лирических произведениях русских поэтов (На примере творчества одного из авторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, В. Маяковского): Дальний Восток ЕГЭ 2025

А.С. Пушкин: «Пророк», «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом»
Божественное предназначение дара поэта, поэт — и гражданин, и пророк, он несет в мир правду, должен “глаголом жечь сердца людей”.

Н.А. Некрасов: «Поэт и гражданин» + обращение к музе («Вчерашний день, часу в шестом…», «Муза»)
Образ музы у Некрасова отражает страдания народа, у поэзии гражданское предназначение. Поэт должен служить народу, угнетенному, несчастному, но сильному, способному выдержать любые трудности.

В.В. Маяковский: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Нате», «Юбилейное»
Сатирические мотивы, противопоставление поэта и толпы. Поэт — непонятый человек, ранимый в душе, несущий в мир красоту.

10. В каких еще произведениях русской литературы раскрывается тема несчастной любви: Дальний Восток ЕГЭ 2025

«Сожжённые письма» А.С.Пушкин
Для субъекта стихотворения А. С. Пушкина «письма любви» от возлюбленной – символ былой любви и доказательство подлинности чувств девушки в прошлом. Их значимость подчеркивается с помощью метафоры «все радости мои» и эпитетов «пепел милый», «заветные черты». Чувства любимой были и остаются самым важным в жизни лирического субъекта. Он до сих пор влюблен, поэтому безропотно сжигает единственное воспоминание о девушке, несмотря на душевные муки, зная, что это важно для неё: «Прощай: она велела». Счастье возлюбленной для лирического героя важнее его собственного благополучия.

«Горящие письма» Н.А.Некрасов
У Н. А. Некрасова чувства субъекта стихотворения приносятся в жертву ради любимой. Лирический герой, разбитый морально, смиренно наблюдает за уходом возлюбленной из его жизни: «Свободно ты решала выбор свой/ И не как раб упал я на колени». Он осознает, что это единственный способ сделать её счастливой и поэтому только смотрит со стороны. Уход девушки из жизни лирического субъекта сопровождается сжиганием писем – символом угасшей, но некогда искренней любви. Прошлая нежность сопоставляется с нынешней холодностью через антитезу: «Но та рука со злобой их сожгла/ Которая с любовью их писала!»

«Сага» А.А.Вознесенский
В произведении А. Вознесенского субъект стихотворения против воли
разлучается с любимой. Тоску лирического героя символизирует образ «плачущих» вишен, с помощью которого подчёркивается драматический пафос стихотворения: «Не мигают, слезятся от ветра / безнадёжные карие вишни». Авторское «Я» осознаёт, что никогда не встретится с возлюбленной, но его чувства к ней навсегда останутся непоколебимы, что выражено через рефрен во второй и последней строфах: «Я тебя никогда не забуду. / Я тебя никогда не увижу».

«Песня последней встречи» А.А.Ахматова
Лирическая героиня вынуждена против воли расстаться с любимым. Опустошённость и растерянность субъекта стихотворения автор подчёркивает с помощью детали: «Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки». Лирическое «Я» осознаёт, что больше не увидит возлюбленного, описание неуютного интерьера в последней строфе символизирует печаль субъекта стихотворения: «Это песня последней встречи / Я взглянула на тёмный дом./ Только в спальне горели свечи/ Равнодушно-жёлтым огнём».

11. Какие чувства пробуждает поэзия Пушкина: Дальний Восток ЕГЭ 2025

Пушкин – «поэт чувств» и мыслитель, его стихотворения посвящены самым разным темам и проблемам. Они понятны и близки любому читателю, что современнику поэта, что нам.

Например, любовь. «Я вас любил: любовь еще быть может…» обращается к сложной теме принятия неразделенной или угасшей любви. Лирический герой спокойно, с легкой иронией относится к расставанию: “Я вас любил так искренно, так нежно, / Как дай вам Бог любимой быть другим”

Темы дружбы и свободы тоже часто возникали в его творчестве. В тексте «К Чаадаеву» лирический герой провозглашает: «Мы ждем с томленьем упованья / Минуты вольности святой» от «гнета власти роковой» и в обращении к другу обещает, что рано или поздно этот прекрасный момент настанет: «Товарищ, верь: взойдет она, / Звезда пленительного счастья».

Нельзя не упомянуть и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – хрестоматийное произведении о поэтическом кредо самого Пушкина (в анализе этого допустимо слияние ЛГ и автора). Он прямо утверждает:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

🌟 9. Почему это стихотворение можно отнести к гражданской лирике: Дальний Восток ЕГЭ 2025

***

В свеченье славы самобытной
Москва со временем в ладу,
Она печать его не скрытно
Издревле носит на виду.

На ней черты его и вехи,
И в камне — песнь о городах,
Чьи имена в иные веки
У мира были на устах.

В самолюбивом этом стане
Столиц — верна своей судьбе,
Она и то, и то местами,
Сама, однако, по себе.

Сама — своя, сама — большая,
Стоит, растёт и вширь и ввысь,
Порой и недругу внушая
О ней не мелочную мысль.

(А. Твардовский, 1955)

Тезис: Описание города связано со славой и крепостью всей страны.
1. История Москвы – отражение доблести и славы всей России: «Она печать его не скрытно /Издревле носит на виду». Отражение самобытности и стойкости Отечества: «Сама — своя, сама — большая»
1. Москва – столица огромной страны, отражение внутренних законов, по которым живет Россия: «Стоит, растёт и вширь и ввысь, / Порой и недругу внушая /О ней не мелочную мысль»

11.2 Образы-символы в лирике А. К. Толстого: Дальний Восток ЕГЭ 2025

Образы, типичные для поэзии «чистого искусства»

1. Весна – символ любви. «То было раннею весной…». Береза напоминает о первой, чистой и искренней любви, о первом признании. То, что любовь зарождается весной, говорит о метафорическом рождении этого высокого чувства. «То было утро наших лет» – юность (параллель с весной, началом новой жизни)

2. Природа (гармоничное устройство природы дает надежду на обретение гармонии в жизни человека). «Громче жаворонка пенье…». Природа, цветущая и торжествующая после дождя символизирует полную вдохновением жизнь. «Прилив жизни» – метафора о полноте и насыщенности жизни. Параллель челок-природа передает гармонию всего живого в порыве вдохновения: «Сердце полно вдохновенья, / Небо полно красоты».

3. Ночь. Время, когда человек откровенен с самим собой. «Дождя отшумевшего капли…». ЛГ тоскует о юности. Ночь позволяет ему быть откровенным с самим собой и честно признаться в том, что лучшие годы жизни потрачены зря. Однако природа сочувствует ему (детали пейзажа – «дождя отшумевшего капли» – символ слез) и он получает душевное успокоение: «Утешься, не сетуй напрасно – / То время вернется опять».

4.1 Почему Штольц боится воображения: Дальний Восток ЕГЭ 2025 4.2 Чем важно описание Штольца в данном фрагменте?

Штольц боится воображения, потому что его невозможно рационализировать: “То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман, то или другое отражение лучей и красок на сетке органа зрения или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта”.

Оно может ввести в заблуждение, усыпить бдительность, обмануть: “…друга — чем меньше веришь ему, и врага — когда уснешь доверчиво под его сладкий шепот”. Даже если он допускает мечту, то с полным осознанием, когда начнется и закончится это уединение в воображении.

Это описание Штольца очень важно, потому что дает понимание об образе героя в целом. Он – делец, практичный и рациональный человек, воспитанный в традициях немецкого бюргерства. В этом фрагменте вырисовывается тот самый образ, который можно обозначить как антипод Обломова: не склонный к грезам, разумный, склонен к самодисциплине. При этом герой не идеализирован так же, как и Обломова Гончаров однозначно не осуждает.

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Нечем заняться: идеи для тех, кому скучно
Выдался свободный день, который можно потратить, на что хотите. Но внезапно вы растеряны — идей нет, планов тоже, скучно. Сталкивались с такой...
Нечем заняться: идеи для тех, кому скучно
8 фильмов с атмосферой лета
Подборка фильмов, пропитанных солнцем, радостью и хорошим настроением. Приятного просмотра!  Mamma Mia Зачем смотреть: танцевать под хиты ABBA и...
8 фильмов с атмосферой лета
Кем быть? Вот в чём вопрос! Как выбрать профессию и не ошибиться
Найти любимую профессию непросто. Давайте разбираться, как сделать правильный выбор и не ошибиться. Автор: Вера Борисова Основные ошибки при...
Кем быть? Вот в чём вопрос! Как выбрать профессию и не ошибиться
Жить и учиться за границей бесплатно: программы обмена для школьников и студентов
Уникальный опыт самостоятельной жизни, практика иностранного языка, знакомство с культурой других стран, классные воспоминания и памятные кадры в...
Жить и учиться за границей бесплатно: программы обмена для школьников и студентов
Как успевать учиться и жить: 5 способов организовать своё время
Вы приходите домой после учебного дня и задаётесь вопросом: «Как успевать учиться?». Кроме школы, у вас ещё несколько кружков, секция и интересные...
Как успевать учиться и жить: 5 способов организовать своё время
Готовим ребёнка к школе: чек-лист покупок к учебному году 2024/25
Учебный год 2024/25 уже не за горами. Родители школьников проверяют, всё ли готово к 1 сентября, и докупают вещи, которых не хватает. Собрали в этой...
Готовим ребёнка к школе: чек-лист покупок к учебному году 2024/25

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.