Болонская система, рейтинги и традиции: как ставят оценки в университете

Милана Соблирова
Автор Без Сменки

Школьники привыкли к пятибалльной системе оценивания, но когда они попадают в вуз, то сталкиваются с другими критериями оценки знаний — рейтингами и баллами. Что это такое, рассказываем в этой статье. 

Какие системы оценивания используются в российских вузах

Системы оценивания в университетах России, которые используются на данный момент, можно условно разделить на два вида — традиционные и балльно-рейтинговые.

Традиционная система оценивания в университете

Традиционная система оценивания в вузах России представляет собой пятибалльную шкалу, как и в школах (5 — отлично, 4 — хорошо, 3 — удовлетворительно, далее — неудовлетворительно). 

В этой системе студенты уделяют больше внимания экзаменам или зачётам в конце семестра, а не всему процессу обучения. Именно за это традиционную систему активно критикуют последние двадцать лет. 

Кроме того к её недостаткам относят:

  • использование тестов на экзаменах и, как следствие, игнорирование навыков, которые невозможно измерить и оценить с их помощью;
  • упор на воспроизведение фактического материала, а не на применение полученных теоретических знаний;
  • малую информативность: в действительности, пятибалльная система отметок ограничивается четырьмя баллами (обычно учителя и преподаватели не ставят единицу), и уровень знаний студентов сильно обобщают. 

Также отмечают, что традиционная система не формирует у студента оценочной самостоятельности и затрудняет индивидуализацию обучения.

К плюсам традиционной пятибалльной системы можно отнести её удобство для первокурсников, только что покинувших стены школы. Им не придётся привыкать к новой шкале оценки и долго разбираться в ней.

Балльно-рейтинговая система оценивания в университете

Балльно-рейтинговая система отличается своей гибкостью. 

Предполагается, что студент работает в течение всего семестра, а не только готовится во время сессии. За его активность ему ставят баллы: их можно получить за работу на семинарах, выполнение домашних заданий и написание контрольных. 

Также есть модульные недели — определённое время, когда преподаватель формирует на основе полученных баллов рейтинг студента в группе. От этого в дальнейшем зависит допуск на зачёт и экзамен: если баллов во время модулей было набрано недостаточно, студента могут не допустить до сессии; если студент активно работал в течение семестра и заработал достаточно баллов, он может претендовать на оценку «автоматом».

Балльно-рейтинговая система — наследство Болонской системы образования. Страны Европы приняли её в 1999 году, чтобы стандартизировать системы высшего образования своих вузов. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. 

Благодаря Болонской системе также:

  • были приняты системы научных степеней, которые сопоставимы между учебными заведениями. Это удобно, если, например, студент решит после бакалавриата поступить в магистратуру уже в другой вуз;
  • ввели приложение к диплому, где указаны все прослушанные студентом курсы;
  • внедрили кредитную систему баллов ECTS. С её помощью оценивается трудоёмкость каждой дисциплины. Это позволяет студентам переходить из одного вуза в другой, не теряя полученные оценки и часы, проведённые на парах;
  • выстроили системы обучения в вузах так, чтобы они были сопоставимы.

Рассмотрим Болонскую систему на примере ведущих российских вузов — МГУ, СПбГУ и ВШЭ и конкретных факультетов.

👩‍🏫 Система оценивания в МГУ

Исторический факультет МГУ ввёл балльно-рейтинговую систему в 2015 году. Система предполагает максимальную итоговую сумму баллов за год — 200 баллов.

Эта сумма складывается из следующих баллов:

  • 60 (30+30) за посещение и работу в семинаре;
  • 20 за написание рефератов и другие формы самостоятельной работы, которые определяет преподаватель;
  • 10 за оппонирование докладов;
  • 10/20 баллов за коллоквиум и тесты;
  • 45/60/70 баллов за доклад;
  • 10/20 баллов за обсуждение доклада (доклад обязательно должен быть сдан вовремя, иначе не попадает на обсуждение).

Зачёт ставится студенту, если он получает больше 120 баллов в сумме (обязательно не менее 45 баллов за доклад и не менее 10 баллов за коллоквиум). Промежуточные баллы за коллоквиум, тесты и доклад не допускаются. 

👉 Что такое коллоквиум 

На языке школьника, коллоквиум — это очень важная контрольная работа. Коллоквиум в вузе может проводиться как в устной, так и в письменной форме — на усмотрение преподавателя. На коллоквиум обычно надо готовиться по всему пройденному материалу с прошлого коллоквиума (и с начала учёбы, если речь о первом коллоквиуме за семестр). 

Коллоквиум — это как мини-зачёт до зачёта.
👉 Обсуждение доклада и оппонирование доклада

Доклад — это самостоятельное исследование студента по заданной теме с использованием существующих по ней источников и литературы. Доклад обязательно обсуждается на семинаре: студент, подготовивший его, должен защититься. Этот процесс крайне полезен, так студент приобретает опыт и навыки, которые потом может применить при защите курсовой и дипломной.

При оппонировании доклада студент выступает в качестве оппонента или докладчика. 

Задачи докладчика:

  • подготовить устное выступление, продумав логику рассказа, и выступить;
  • подготовить презентацию по заданной теме.

Задачи оппонента:

  • оценить выступление докладчика — высказать, что понравилось, а что не понравилось и почему;
  • аргументировать примером свою позицию относительно того, могут ли идеи докладчика применяться на практике;
  • подготовить вопросы слушателям и выстроить интересное обсуждение вопросов, затрагиваемых в докладе.

У докладчика лимит по времени в 10 минут. У оппонента 5–7 минут без учёта обсуждения вопросов. 

Затем докладчик и оппонент вместе должны подготовить письменный отчёт — до или после самого оппонирования (по усмотрению преподавателя).

Обычно каждый студент может выступить только один раз — либо в качестве докладчика, либо в качестве оппонента. 

👩‍🏫 Система оценивания в СПбГУ

СПбГУ перешёл на систему оценивания ECTS (Европейская система перевода и накопления баллов) в 2020 году. Как и Болонская система, она активно используется при переходе студентов между вузами на всей территории Европейского союза.

ECTS близка к пятибалльной системе оценок, это синтез балльно-рейтинговой и кредитно-рейтинговой систем.

Оценки по ECTS:

  • A — «Превосходно». Ставится студенту, освоившему теоретическое содержание курса без пробелов и получившему необходимые практические навыки;
  • B — «Отлично». 
  • C — «Хорошо».
  • D — «Удовлетворительно».
  • E — «Посредственно». Ставится студенту, чьё качество овладения материалом оценивается баллом, близким к минимальному.
  • Fx — «Условно неудовлетворительно». Ставится студенту с правом пересдачи. 
  • F — «Безусловно неудовлетворительно». Ставится студенту, не имеющему права на пересдачу. Преподаватель ставит студенту, когда считает, что дальнейшая учёба не приведёт к улучшениям. 

👩‍🏫 Система оценивания в ВШЭ

В ВШЭ приняты две формы оценки знаний — тесты и экзамены. Результаты проверки оцениваются по пятибалльной или десятибалльной шкалам, которые имеют соответствие шкале ECTS. Как учиться бесплатно в ВШЭ, даже если не проходишь по количеству мест, рассказали в нашей статье.

В таблице ниже приводится соотношение десятибалльной шкалы со шкалой ECTS.

Как выбрать вуз мечты, рассказали в этой статье. А если вы так и не сможете решить, в какой вуз и на какую специальность поступать, вы чувствуете себя потерянными, рассмотрите возможность устроить себе gap year.

Определившимся будущим абитуриентам советуем не бояться нового — на практике вы разберетесь и привыкнете к любой системе оценивания, как когда-то привыкли к школьным оценкам после цветных печатей с надписью «Молодец» в детском саду.

Вдохновитесь личными историями поступлений:

История одного поступления в ВШЭ на направление «коммуникативный дизайн» (без художественного образования!)

«Всегда хотела связать жизнь с искусством, поэтому отчислилась из ВШЭ и ушла в РГГУ на специальность мечты»: история Елизаветы

«Я думала, что буду программистом, но в ГУАП меня увлекли съёмки и режиссура»: история Софии

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Как поддерживать отношения с друзьями на расстоянии: 7 советов
Как поддерживать отношения с друзьями на расстоянии, рассказала Саша Маркова, нарративный психолог-консультант и автор Телеграм-канала «Не проблема»....
Как поддерживать отношения с друзьями на расстоянии: 7 советов
Родители меня не понимают: как найти общий язык с близкими?
Разбираю пять популярных ситуаций, где родители не поддерживают подростков в выборе предметов и вуза. Также узнаете, как правильно поступать, если...
Родители меня не понимают: как найти общий язык с близкими?
Все новости о ЕГЭ-2024: изменения в экзаменах по всем предметам
Каждый год в ЕГЭ появляются обновления: меняются содержание, условия проведения, критерии оценивания. В этой статье — все важные новости о...
Все новости о ЕГЭ-2024: изменения в экзаменах по всем предметам
Английская лексика: как хакнуть мозг, чтобы эффективно запоминать новые слова
Кристина Спенсер, преподаватель английского языка в онлайн-школе Вебиум, рассказала обо всех тонкостях изучения английской лексики. В этой статье вы...
Английская лексика: как хакнуть мозг, чтобы эффективно запоминать новые слова
Какие темы из экологии попадутся на ЕГЭ
На ЕГЭ не спрашивают про сортировку отходов или электромобили, но могут спросить про круговорот углерода или названия разных типов водных растений....
Какие темы из экологии попадутся на ЕГЭ
Что такое комментарий к сочинению на ЕГЭ и как его писать
Сочинение по русскому языку — достаточно сложная и кропотливая работа, требующая понимания всех требований. Одно из них — дать комментарий к...
Что такое комментарий к сочинению на ЕГЭ и как его писать

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.