«Всю школу увлекалась русским языком и литературой, а поступила на геолога»: история Маши

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.

Каково это — учиться на геолога? Ездить на практику и работу в Сибирь, месяцами не видеть семью и родной город, проходить десятки километров за один день и жить в палатке? Откуда появилось такое неожиданное решение, которому удивились все друзья и родственники? 

В этой статье Маша расскажет о поступлении в ЮФУ в 2021 году и учёбе на геолого-географическом факультете. 

Героиня статьи: Мария Рыжова

До 10 класса я училась в школе с углублённым изучением немецкого языка, которая считается одной из лучших в моём родном городе — Ростове-на-Дону. Меня привлекали русский и немецкий языки, я участвовала в олимпиадах по этим предметам, а родители пророчили мне филологическое будущее. Да и я сама думала, что стану журналистом или переводчиком. 

Любви к естественным и техническим наукам, а тем более к математике у меня не было. Учительница алгебры и геометрии, которая была у меня в средней школе, напрочь отбила желание грызть гранит математики. К биологии, химии, физике и географии я относилась нейтрально — в дневнике хоть и стояли пятёрки, но особых знаний по этим предметам не было.

Но вот русский, немецкий и литература! Каждое сочинение я писала с величайшим удовольствием, все правила пунктуации понимала на уровне «это же очевидно», запятые ставила автоматически, а горы прочитанных книг позволили грамотно формулировать речь.  

«После ОГЭ я поняла, что география — это круто!»: про первый шаг на пути к геологии

В конце 8 класса у меня появились проблемы со здоровьем, учиться не хотелось, но оценки нужно было получать хорошие. Чтобы подтянуть алгебру с геометрией для ОГЭ я начала заниматься с репетитором, который в дальнейшем привил мне любовь к математике, и я приняла решение сдавать её на ЕГЭ. 

В 9 классе в качестве дополнительных предметов для ОГЭ я выбрала обществознание и географию — самые лёгкие предметы для сдачи, как почему-то считается. Немецкий я знала неплохо, но сдавать его категорически не хотелось. И если к обществознанию я хотя бы немного готовилась, ходила на дополнительные занятия в школе, кое-как делала тесты, то про географию я забыла. «А смысл к ней готовиться, если на экзамен можно взять атласы, в которых всё есть», — думала я. 

Вариант ОГЭ по географии я впервые увидела на самом экзамене, получив КИМы. И тогда я поняла, что география — это круто! Читая каждый вопрос, продумывая объяснения к заданиям с развёрнутым ответом, листая атласы, я наслаждалась процессом. И почему я раньше игнорировала географию? 

В итоге по трём предметам у меня были пятёрки (математика не поддалась, и мне не хватило одного балла до оценки «5»), а по русскому и обществознанию оказался максимальный результат по баллам. 

Сколько себя помню, я всегда гонялась за отличными оценками, дома на меня давила бабушка, из-за чего у меня сформировалось мировоззрение «если получу не пять, то я плохая». Хотя сейчас я понимаю, что оценки в школе — это такой незначительный пустяк, из-за которого не стоит изводить себя. Жаль, что это дошло до меня только после 11 класса.

«Знала я лишь одно: я точно сдаю профильную математику»: про выбор предметов для ЕГЭ

После 9 класса я с мамой переехала в другой район города, откуда добираться до моей старой школы было долго. Пришлось переводиться в новую, совершенно незнакомую школу, где не было ни друзей, ни учителей, которые знали меня, как отличницу. 

Первые полгода было очень тяжело — нужно было завоевать уважение учителей и доказать им, что я претендую на золотую медаль и красный аттестат. 

Помимо проблем с преподавательским составом, у меня были трудности с коммуникацией и социализацией в новом коллективе. Если кратко: я не смогла войти в круг общения. Ребята были знакомы друг с другом с первого класса, и я чувствовала себя лишней. 

Чтобы не думать о школьных заморочках, я начала размышлять, куда идти после школы. Надо было выбрать предметы для сдачи на ЕГЭ. Литература, которая когда-то приводила меня в восторг, отпала сама собой, когда я узнала о структуре экзамена. О биологии, химии и физике не было и речи, поскольку эти предметы мне не нравились и я их не понимала. Знала я лишь одно: я точно сдаю профильную математику, ведь в ней я очень преуспела.

И тут я вспомнила про географию. Она мне так понравилась на ОГЭ! Почему бы не сдать её ещё раз, но уже на ЕГЭ? Выбор сделан — геофак. 

«К географии готовилась сама, и мне не верилось, что всё так просто»: про подготовку к ЕГЭ в 11 классе

В 11 классе я капитально взялась за свою подготовку к ЕГЭ. На тот момент я уже третий год занималась профильной математикой с репетитором, уроки у которого были три раза в неделю по два часа. Кроме них я очень много практиковалась сама: внимание акцентировала на заданиях второй части, особенно на параметрах и геометрии. 

Дополнительно к занятиям с преподавателем я купила курс по параметрам. Там было более десяти часов теории, около двухсот разборов задач и столько же домашних заданий. И я всё это решила. 

Как говорилось ранее, с русским языком трудностей у меня было. Нас немного готовили к нему в школе, однако упор делался на тест, что для меня было бесполезно. Настоящая проблема — это сочинение, которому в школе времени не уделялось абсолютно. 

Когда наступил февраль, я начала паниковать, понимая, что до ЕГЭ всего ничего, а я не готова к сочинению по русскому. Тогда я попросила маму нанять мне репетитора. Безусловно, можно научиться писать сочинение самостоятельно, но проверять его в таком случае некому. С преподавателем я занималась не больше двух месяцев по разу в неделю, и за этот срок я написала около пятидесяти сочинений по разным текстам. Это шесть–семь сочинений в неделю. 

Нанимать третьего репетитора мне не хотелось — на него нужны деньги. Поэтому к географии я готовилась сама: смотрела подряд все вебинары, вела конспекты, делала таблицы, перед сном рассматривала атласы и заучивала номенклатуру. И, конечно же, делала тесты, которые в какой-то момент закончились. 

По баллам обычно выходило 90+, но меня это не радовало. Скорее наоборот: мне не верилось, что всё так просто. Казалось, что меня где-то обманули и на ЕГЭ будут совсем другие задания, с которыми мне точно не справиться.

Только в середине 11 класса я узнала о существовании онлайн-школ. Но тогда я посчитала, что записываться туда нерационально, потому что времени до экзаменов осталось немного. Плюс, это казалось чем-то новым и неизведанным. Но теперь, работая в Вебиуме уже больше полугода (иначе говоря, с начала моего первого курса в университете), я знаю структуру этой школы и осознаю, что готовиться здесь было бы хорошим решением. 

Здоровье сказало: «Встретимся после ЕГЭ»

В течение всего года, каждый день, я решала тесты. Во втором полугодии ситуация начала выходить из-под контроля. В неделю я могла решить три-четыре теста по каждому из трёх предметов. И это не считая сочинений и дополнительных заданий. Тогда я и перегорела. 

На улицу я выходила только с целью дойти до школы и вернуться домой. Хотя иногда мне удавалось выбраться в тренажёрный зал, чтобы хоть как-то отвлечься от всей суеты. Прогулки с друзьями казались пустой тратой времени, поэтому я общалась с ними только онлайн, отвечая на сообщения с большими задержками. Из-за стресса я стала замкнутой, хмурой и мрачной, сильно похудела, а здоровье сказало: «Встретимся после ЕГЭ».

Кроме подготовки к экзаменам надо было уделять внимание обычным школьным предметам. С колоссальным трудом я смогла пробиться в ряды отличников и даже стала лучшей в классе по математике. Но легче от этого не стало. Золотая медаль стала для меня уже даже не заветным желанием, а целью. К своей радости, её я получила. Теперь она пылится в шкафу рядом с красным аттестатом. 

Это я после вручения аттестатов

80 баллов по математике стали для меня трагедией»: про сдачу ЕГЭ экзаменов

И вот день Х. Первый экзамен — география. Утром я проснулась с температурой и болью в животе, но не стала отчаиваться. Выпила лекарства и успокоилась, положила в рюкзак пять чёрных гелевых ручек, два калькулятора и несколько линеек и транспортиров (это не шутка — моя паранойя покинула слои атмосферы, и я боялась, что ручки закончатся, а калькуляторы сломаются), натянула на лицо нервную улыбку и полетела в школу. 

В целом, настроение у меня было приподнятое. Приступив к выполнению теста, я удивилась — он был лёгкий, хотя над некоторыми вопросами пришлось подумать. Во второй части попалось задание нового типа, но я с ним справилась. 

Как только я вышла из аудитории, побежала гуглить задания, в которых сомневалась. И вот я поняла, что у меня три ошибки в тесте. Моему разочарованию не было предела, потому что ошибки оказались очень глупыми. Итог: 87 баллов, идеальная вторая часть и три ошибки в первой. 

Следующим на очереди был русский. Я вообще не волновалась, потому что это был самый простой для меня экзамен. Его я написала за пару часов и со спокойной душой покинула аудиторию. К сожалению, мне сняли два первичных балла за комментарий в сочинении. Поэтому за ЕГЭ по русскому я получила 96 баллов (при переводе баллов два первичных стали равны четырём вторичным).

После русского было целых три дня перед математикой, которые я благополучно провела за рабочим столом, погрузившись в подготовку и не отвлекаясь даже на еду. Они пролетели очень быстро.

Математику я писала все отведённые на неё 3 часа 55 минут. Через 15 минут после начала уже пришлось просить дополнительный бланк ответов номер два, ещё через 10 минут — третий. Я решала с безумной скоростью, записывая решения сразу в чистовик, чтобы не тратить время, которого и так недостаточно, на переписывание. 

Однако это сыграло не в мою пользу: решив все номера, за исключением пунктов б) и в) в последнем, я набрала 80 баллов. А всё из-за невнимательности и спешки. Были арифметические ошибки в экономической задаче и параметре, а доказательства в обеих задачах по геометрии мне не засчитали. Я обсудила это с репетитором, и она, как и я, была в недоумении, почему мне не поставили баллы за геометрию. 

80 баллов по математике стали для меня трагедией. Вроде бы результат неплохой, но не при моей подготовке. Самое забавное, что в марте за пробник я получила 90 баллов и рассчитывала, что на самом экзамене наберу ещё больше.

В сумме у меня было 263 балла, с которыми я могла поступить даже в МГУ. Плюс несколько баллов (от трёх до десяти — зависит от вуза) давала золотая медаль. 

«Написала я ЕГЭ, а дальше что?»: про подачу документов

Я поступала в 2021 году. Даже после всех экзаменов я не решила, на какое направление подготовки идти. Изначально я склонялась к экологии, но меня пугала неизвестность будущей карьеры эколога. А геология казалась сложной, недосягаемой и непонятной. 

В итоге я подала документы в три иногородних вуза — в МИИГАИК (Московский государственный университет геодезии и картографии), в СПбГУ и  Санкт-Петербургский горный университет, — а также в ростовский ЮФУ. 

Южный федеральный университет я выбрала из-за близости к моему дому. То, что этот университет считается лучшим в южной части России меня мало волновало. «Раз ЮФУ находится в шаговой доступности от дома, там есть факультет, на который меня примут с географией, почему бы туда не поступить», — решила я. И мои родители там учились, что вдвойне хорошо. И вот так я настроилась на поступление в ЮФУ. 

В глубине души мне безумно хотелось уехать в Москву или Санкт-Петербург. Получить образование там считается престижным, а проживание в другом города стало бы хорошей школой жизни, но я понимала, что бюджет моей семьи не смог бы потянуть переезд ни в Питер, ни в столицу. 

Во все четыре вуза меня приняли. Но я приняла решение остаться в Ростове.

Помню, как шла подавать согласие на зачисление в ЮФУ. В рюкзаке — оригинал аттестата, а в голове мысли: «Геология или экология?». До последнего момента я не была уверена, чего хочу (и хочу ли вообще?). Очевидно, что геология — более перспективная и оплачиваемая профессия. Став геологом, можно повидать отдалённые части России и мира. А какое будущее у эколога? Сидеть в офисе и рассуждать об экологических проблемах? Почему-то эта специальность виделась мне именно такой. И вот я сижу в центральном здании ЮФУ и ставлю галочку около слова «ГЕОЛОГИЯ».

«Мы геологи и мы романтики»: про учёбу в Институте наук о Земле

Окончательное осознание того, что я числюсь на геологическом направлении, пришло, когда в конце августа меня добавили в беседу «1 курс 1 группа, геологи». Так, я познакомилась, хоть и через интернет, со своими одногруппниками. 

1 сентября 2021 года нас ждало знакомство с некоторыми преподавателями и друг с другом. В качестве приветственного слова один из профессоров сыграл на гитаре и спел песню. Точных слов я не запомнила, но там точно была фраза вроде: «Мы геологи и мы романтики». И действительно, что может быть романтичнее, чем сидеть посреди ночи в палатке в Магаданской области, пока рядом ходит медведь? (это, кстати, правда: четвёртый курс, вернувшись с производственной практики, рассказал, что они столкнулись с медведем).

Наш Институт наук о Земле

Тогда же я узнала, что после первого курса мою группу ждёт учебная практика в Ростовской области: каждый день на протяжении нескольких недель мы будем выезжать за город, изучать рельеф и искать образцы горных пород. После второго курса мы поедем на практику на месяц в Адыгею). А после третьего курса меня ждёт уже не учебная, а производственная практика в Магаданской области, на Камчатке или на Чукотке! И длиться она будет от трёх до шести месяцев! Я и представить себе этого не могу. Но безумно жду момента, когда смогу поехать.

«Геология тесно связана с физикой, а особенно с химией»: про предметы на геофаке

Первые два месяца мы учились очно, каждый день ходили на пары и наслаждались студенческой жизнью. Но с ноября и до сих пор учимся дистанционно, посещая только практические занятия раз в неделю. 

На первом курсе из специальных геологических дисциплин у нас есть:

  • общая геология;
  • грунтоведение;
  • инженерная геодинамика; 
  • геоморфология;
  • палеонтология; 
  • кристаллография; 
  • минералогия.

Проведя на геофаке чуть больше полугода, я поняла, что геология — это не совсем моё. Настоящим сюрпризом в начале обучение стало то, что геология тесно связана с физикой, а особенно с химией! С теми предметами, которые тяжелее всего давались мне в школе.

Почему же в геологии важна химия? Все минералы — это образованные при определённых физико-химических условиях химические соединения. На лабораторных работах по общей геологии мы успели пройти около пятидесяти минералов. Их нужно знать «в лицо». 

Допустим, лежит какой-то «камень» (а геологи не любят, когда минералы называют камнями), и посмотрев на него, потрогав, нужно понять, что это за минерал: назвать его химическую формулу и класс, к которому он относится, определить его твёрдость по минералогической шкале, свойства и так далее. Со временем определять минералы стало обыденным занятием, на которое уходит пара секунд.

Все минералы обладают своими свойствами, цветом, формой кристаллов. У некоторых минералов есть специфические свойства: например, кальцит реагирует с соляной кислотой (шипит, если на него вылить пару капель кислоты — этим мы занимаемся на геологии), а галит, он же каменная соль, и сильвин обладают очень солёным вкусом.  Самое интересное, как правило, происходит именно на общей геологии.

Да-да, на парах геологии мы пробуем лизнуть некоторые минералы.

Кристаллография оказалась достаточно сложной наукой. Здесь нужно обладать хорошим пространственным мышлением и на достойном уровне разбираться в геометрии. Все минералы состоят из кристаллов, в основе которых лежит кристаллическая решётка. Кристаллы имеют 32 вида симметрии, у каждой симметрии есть своя буквенная запись. Сингонии, центры, оси и плоскости симметрии — об этом нам рассказывает кристаллография. 

Палеонтология оказалась сплошной биологией! С помощью микроскопа на практических занятиях мы рассматриваем древние микроорганизмы и определяем, что это. Сейчас мы изучаем различные фоссилии — окаменелости на языке палеонтологии. 

Быть геологом или не быть? 

Про учёбу на геолога я могу рассказать совсем немного — я пока на первом курсе.  Но я точно знаю, что геология — востребованная профессия, многие студенты нашего вуза работают по специальности уже на третьем или четвёртом курсе. 

Важным фактором качественного высшего образования были и остаются преподаватели. В ЮФУ нас учат замечательные люди, которые на личном опыте знают, что значит быть геологом. Безусловно, у каждого свой подход к преподаванию: кто-то ставит баллы за посещение лекций, кто-то — нет, для кого-то важны конспекты, а кто-то никогда их не проверит. 

В школе нам всегда говорили, что в университете за нами «никто бегать не будет», но в моём случае это не так. Все преподаватели стоят горой за каждого студента, всегда стараются помочь и могут объяснять одну и ту же тему до тех пор, пока студент не скажет, что он её понял.

Могу сказать точно, что в вузе мне нравится намного больше, чем в школе. Здесь я изучаю то, что пригодится мне в жизни, если я действительно выберу путь геолога. Мне до сих очень нравится писать тексты и статьи. Кто знает, может в будущем я не буду ездить на работу в далёкие части России, а буду писать научные и публицистические тексты про геологию и не только. 

Также, поступив, я наконец смогла снова заняться своим хобби — игрой на бас-гитаре! Сейчас я активно участвую в культурной жизни университета: в декабре в составе группы выступала на концерте с песней Måneskin ZITTI E BUONI, а в марте буду играть на студенческой весне. 

Фотография с декабрьского концерта, сделанная студенческой организацией ЮФУ ВКурсе.TV

А ещё я безумно рада, что мне попались замечательные одногруппники! Несмотря на дистанционное обучение, мы видимся достаточно часто. Многие из них приехали из разных городов: из Туапсе, Челябинска, Томска, Севастополя. И волею судьбы мы учимся в Южном Федеральном университете все вместе. 

Менять своё мнение нормально — это часть жизни каждого человека. А вот ломать себя при подготовке к ЕГЭ, как это сделала я, не стоит. Набрать высокие баллы без изматывающей работы вполне можно. И главное помнить, что ЕГЭ — это всего лишь этап жизни, преодолеть который под силу каждому.
Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

9 лучших технологических колледжей для поступления после 9 класса
Куда поступать после 9 класса в 2023 году? Собрали список лучших технологических колледжей в России. Основные специальности технологических...
9 лучших технологических колледжей для поступления после 9 класса
8 идей, как провести зимние каникулы
Новогодние каникулы уже близко! ❄️ Собрали восемь способов провести свободное время и с пользой, и с кайфом. Заполняйте to-do-list на праздники теми...
8 идей, как провести зимние каникулы
20 типичных ошибок на ЕГЭ по физике
Согласно анализу результатов ЕГЭ по физике 2021 от ФИПИ, задания базового уровня сложности выполнило всего 65,9% сдающих. Как не потерять баллы на...
20 типичных ошибок на ЕГЭ по физике
Смотрим и вдохновляемся: семь фильмов про школьников
У каждого школьника бывают моменты, когда он чувствует, что его не понимают сверстники, учителя и родители. В таких случаях очень важно найти...
Смотрим и вдохновляемся: семь фильмов про школьников
Что делать, если ребёнок не хочет учиться
Если у школьника проблемы с учёбой, с этим можно и нужно работать. Как минимум, стоит разобраться в причине отсутствия желания и помочь преодолеть...
Что делать, если ребёнок не хочет учиться
Разбор демоверсии ЕГЭ 2023 по профильной математике
24 августа вышла демоверсия ЕГЭ 2023 по профильной математике. Для тех, кто пока не готов вникать в тему основательно, успокоительный спойлер: почти...
Разбор демоверсии ЕГЭ 2023 по профильной математике

1 комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Очень воодушевляющая история! Спасибо автору за такие эмоции ❤️