Разбираемся, какие слова подойдут для поддержки и мотивации, а какие лучше исключить из общения с подростком.
Навешивание отрицательных ярлыков и стереотипов о личности ученика и учебном процессе в целом слабо способствуют хорошей учебе ребёнка. Есть риск, что у него сформируется низкая самооценка и пропадёт вера в себя.
Учебный процесс должен приносить радость и удовольствие, а не становиться вечным мучением, потому желательно подкреплять успех ребёнка положительными эмоциями — чувством признания и гордости со стороны родителей.
Конечно, невозможно от души радоваться каждой положительной отметке ребёнка, но в наших силах внести положительные установки, что пять — это хороший результат, и родители гордятся успехами ученика.
«Ядовитая» похвала — это слова поощрения со скрытым негативным подтекстом: когда родители вроде бы и похвалили школьника, в то же время сравнили с отличником Васей или намекнули, что достижение не такое уж и выдающееся.
«Хорошо, но если бы ты ещё и не ленился…», «Пять по физике это хорошо, а что там с химией»? Психологи рекомендуют растягивать минуты заслуженного триумфа школьника, искренне интересоваться, задавать вопросы и выражать свои чувства.
Родители переживают за подростка и говорят такие слова, чтобы предостеречь одиннадцатиклассника и заставить задуматься о карьере, но подросток не может связать сегодняшние результаты в школе со своим будущем из-за отсутствия жизненного опыта. Потому эффект это может вызвать кардинально противоположный.
Из-за постоянного давления подросток может стать агрессивным и раздражительным, закрыться в себе и остро переживать неудачи. Потому счастливый троечник лучше, чем отличник с повышенным уровнем тревожности и комплексами.
Бывает, что главным препятствием на пути к знаниям становится обесценивание вклада ребёнка. Когда подросток слышит фразы «Почему не пять?», «Это ещё не повод для гордости» и «Можно лучше», он начинает думать, что проделанная работа была бесполезна, а все усилия напрасны.
Не самые лучшие способы поощрения и мотивации обесценивают труд, а также заставляют постоянно доказывать, что подросток достоин признания. В то же время может наступить ровно противоположный эффект: у школьника опустятся руки что-то делать вообще.
Особенность работы мозга заключается в том, что он лучше усваивает
информацию, если произошла эмоциональная вовлечённость. Потому
желательно всячески включать ребёнка в вопросы обучения, предлагать ему выбор или возможность на самостоятельное решение.
Желательно делать ставку на поддержку и любознательность, и не докучать школьнику с угрозами и нотациями. Проявите понимание, если в школе у ребёнка что-то не получается, обсудите, как можно исправить ситуацию и мотивируйте в положительном ключе.
💙 Читать по теме:
3 способа сказать «нет» подростку, не обидев его чувства
Как понять ребёнка: переводим с подросткового на родительский
4 сложные темы, на которые родители стесняются говорить с детьми
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.