Экзамены, поиск себя, предстоящая взрослая жизнь — причин для беспокойства у выпускников достаточно. И хотя волнение в ответственные моменты — нормальная реакция для человека, продуктивности оно не способствует, а вызываемый им стресс вреден для организма.
В этой статье собрали пять психологических истин, которые подскажут, как смотреть на важные ситуации адекватно и чувствовать себя в них уверенно. Опытом и знаниями делится российский клинический психолог, эксперт в области конфликтологии и социальной педагогики Эдгард Зайцев.
Эдгар Зайцев, клинический психолог, эксперт в области конфликтологии, семейной психологии, социальной педагогики.
Эдгард Зайцев: Мандраж перед экзаменом происходит прежде всего из чувства вины, которое испытывает подросток из-за того, что может не справиться. И так уж устроено человеческое эго, что за обвинением себя и желанием оправдать свои вероятные неудачи следует обвинение других — репетитора, родителей, учителей. Например, в том, что они слишком давят.
В случае с экзаменом накануне не стоит ничего учить и повторять — это не успокоит. Лучше посмотреть фильм, заняться хобби и пораньше лечь спать. Утром — позавтракать и отправиться на экзамен отдохнувшим и в хорошем настроении. А для снятия волнения хорошо подойдет психологическая практика по осознанию своего страха, которую можно сделать как вечером, так и утром.
Эдгард Зайцев: Приведу пример практики из моей программы, посвящённой успешным экзаменам. Процесс называется «Осознание страха». Мы находим волнение в организме и выдыхаем его. Надо почувствовать свой мандраж — где он прячется в теле, например, в сердце или в животе, какого он цвета. Затем сделать глубокий вдох и, выдыхая, представить, что он выходит через руки в шар, который ты держишь в ладонях.
Так, чередуя глубокие вдохи и выдохи, необходимо подышать две-четыре минуты. Затем представить, что весь мандраж — того самого цвета, каким ты его увидел в самом начале, и что он теперь в этом шарике. После — поблагодарить его, ведь это результат защиты, включившейся в стрессовой ситуации, и отпустить. Такая медитация помогает осознать свои безусловные реакции и перевести их в плоскость условных рефлексов, а значит, лучше сконцентрироваться на выученном материале.
💡 Очень важно перед экзаменом не пить успокоительные средства и тем более антидепрессанты, так как они могут замедлять мыслительные процессы, а в отдельных случаях даже вызывать панические атаки. Надо дать организму возможность справиться самому и в некотором смысле потренироваться переживать подобные стрессовые ситуации, которые ещё предстоят в жизни.
Итак, мы рассмотрели способ справиться с волнением в ответственный момент. Но что делать с чувствами вины и обиды, которые к этому волнению приводят?
С 16 до 18 лет подросток часто сталкивается со знанием: «Я никому не нужен». Оно рождается из желания ребёнка быть самостоятельным и неготовности родителей это принять. Здесь и могут возникать обиды, недосказанности, стремление ребёнка доказать, что он взрослый, на многое способен и с ним надо считаться.
Но что значит быть в позиции взрослого? В первую очередь, руководствоваться принципом: «Я нужен самому себе, и всё в моей жизни зависит от меня». Мама и папа уже научили ребёнка тому, чему могли, — чему их когда-то научили их родители. Теперь, выходя во взрослую жизнь, подросток сам становится мамой и папой для себя.
Эдгард Зайцев: Бывает, что и в 40 лет человек продолжает жить ради того, чтобы доказать что-то родителям. То есть даже в столь, казалось бы, зрелом возрасте он не вышел из детства. Чтобы не стать таким «взрослым ребёнком», а жизнь проживать для себя, необходимо принять все свои претензии к маме и папе.
Это можно сделать в формате игры. Например, в день перед экзаменом или перед отъездом в другой город выписать на листок болезненные моменты в отношениях с мамой — что когда-то задело и что теперь ребёнку хочется ей доказать. А затем проговорить с ней каждый пункт. В итоге важно прийти к тому, что мама — самая хорошая, несмотря ни на что, и написать или сказать ей слова благодарности.
Эдгард Зайцев: Человек, продолжающий кому-то что-то доказывать, рискует оказаться в ловушке дуальности мышления: «Я должен, но у меня ничего не получится». Чтобы в неё не попасть, необходимо понять собственные желания. Какой моя жизнь будет через 10 лет? Что для этого нужно? Какой у меня план? Ответы на эти вопросы помогут определить шаги на ближайшую перспективу. Но не стоит увлекаться количеством задач и достижений. Мозгу всегда мало, из-за чего человеку хочется грандиозных и быстрых успехов. А когда сделать всё и сразу не получается, наступает разочарование в себе.
Как не выдыхаться на полпути и получать удовлетворение от процесса и результата? Чётко определить, какие задачи приведут к желаемому будущему, и сколько времени им можно посвятить с учетом других дел. Организованно и планомерно, пусть даже понемногу, заниматься своими задачами день за днём, и постепенно количество обязательно перейдёт в качество.
При подготовке к экзамену, поступлению в колледж или вуз, переезду или первому собеседованию человеку важно понять, зачем ему все это. Для чего ему учиться, менять место жительство, работать?
Осознание своих желаний и целей помогает ощущать себя увереннее. Например, ты испытываешь одиночество в новом городе из-за того, что близкие далеко, а новых друзей пока нет. Пережить это чувство гораздо легче, если помнить о том, зачем ты приехал сюда и что это нужно прежде всего тебе.
Главное — не переставать мечтать и идти по жизни с любовью к самому себе. Радуйся успехам, но не бойся ошибок — благодаря ним твой путь становится уникальным.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.