После получения результатов ЕГЭ некоторые выпускники могут разочароваться в себе, не увидев желаемые баллы. Для многих даже 90+ вместо заветной сотки — конец света. Почему так происходит и при чём тут синдром отличника, разбираемся вместе с директором частной школы Анной Чепик и клиническим психологом Алексеем Шестаковым.
В школьной жизни синдром отличника выражается в стремлении ребёнка любой ценой получить высокую оценку, быть первым. При этом форма может уступать содержанию, то есть оценка будет важнее, чем знания и опыт.
Дети с синдромом отличника тратят больше эмоциональных сил на достижение результата, а в случае негативного результата на его принятие. У них могут быть академические результаты выше, чем у окружающих, но и чувство тревоги тоже будет выше.
Как правило, синдром отличника проявляется у детей, которых родители редко хвалят и любят только при условии. Психолог Алексей Шестаков выделяет причины появления синдрома отличника:
🎒 установки родителей и завышенные ожидания от ребёнка;
🎒 сравнение ребёнка с другими детьми со стороны учителей или родителей;
🎒 неуверенность в себе и, как следствие, сравнение себя с окружающими.
В идеале, нужно работать с психологом. Но для начала — понять, что оценки не определяют, насколько человек будет успешным в жизни. Важно помнить, что главное в школе — получение образования и навыков для дальнейшей жизни. А оценки — только лишь один из способов суждений о знаниях учащегося.
Важную роль играет поддержка близких и коллектива. Как только ребёнок понимает, что родители, а уж тем более друзья любят и ценят его просто за то, что он есть, мир меняется, а жизнь становится проще и спокойнее.
В спорте говорят «проигрывать тоже нужно уметь». Именно через ошибки и неудачи мы развиваемся как личности, делаем выводы, совершенствуемся. И чтобы выиграть большую игру, нужно ранее что-то проиграть.
Во-первых, вот чего НЕ нужно делать:
❌ корить себя за результат и считать, что от этого полностью зависит ваша жизнь;
❌ заниматься самобичеванием, так как это может повлиять на ваше дальнейшее развитие, отнимать силы и время, которые можно потратить на пересдачу ЕГЭ или другую учёбу.
Если есть возможность, то стоит попробовать:
✔️ поступить на заочное или платное отделение;
✔️ можно продолжить обучение в колледже с целью потом перейти в вуз. Например, это особенно актуально тех, кто хочет стать медицинским работником. Для вас собрали список шести лучших колледжей России;
✔️ попытаться освоить новую профессию на курсах. Например, чтобы стать программистом не нужно высшее образование;
✔️ можно устроиться на работу или просто взять паузу и подумать, кем хочешь быть.
📚 Эмоции. Не позволяй обстоятельствам и окружающим играть на нервах, Альберт Эллис и Артур Ландж
📚 Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой, Роберт Лихи
«Кажется, что земля уходит из под ног»: 5 способов, как справиться с панической атакой
Свободный год после школы: как взять gap year и зачем это нужно
Кто такие интроверты и экстраверты: как характер влияет на учёбу
5 психологических истин для выпускников накануне экзаменов
Как подготовиться к ЕГЭ и сохранить ментальное здоровье: советы героев «Реалити о ЕГЭ»
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.