Студентка МПГУ Татьяна Безроднова уже несколько лет ездит в детские лагеря вожатой. Как попасть на эту работу, почему креативность — главный навык для вожатых — и какие бонусы даёт вожатство в вузе, она рассказывает в этом интервью.
— Когда ещё училась в школе, я мечтала поехать в детский лагерь, особенно в «Артек». Хотелось уехать куда-то подальше от дома одной, без родителей, чтобы почувствовать самостоятельность. Но в лагерь меня так и не отправили.
На первом курсе университета я увидела, что Центральная школа московских вожатых на базе МОСГОРТУРа совместно с моим университетом открывает набор на обучение. Сразу загорелась этой идеей и подумала: «Раз ребёнком не получилось побывать в детском лагере, почему бы не поехать туда вожатой».
— Я записалась в Центральную школу московских вожатых и прошла собеседование.
Обучение проходило динамично и интерактивно, у нас был отличный коллектив, на занятия приезжала с удовольствием. В школе вожатых нам рассказали про основы педагогики и психологии, а также научили правильно проводить игры.
Ближе к концу мая я уже начала подготовку к своей первой смене. Это был лагерь на Чёрном море, но поехала я не отрядным вожатым, а вожатым-организатором. Поэтому перед сменой я готовила не игры и отрядные дела, а общелагерные мероприятия: станционные игры, квизы, квесты. Это было немного волнительно, потому что о работе организатора я мало знала, но мы с напарницами и руководителем программы быстро распределили обязанности и начали подготовку.
— В силу того, что о работе вожатого-организатора я знала до смены не очень много, ожиданий почти никаких не было. Когда приехала в лагерь, у нас сразу началась активная работа. Мы постоянно готовили мероприятия для всей нашей смены, писали сценарии, придумывали различные задания, считали общелагерный рейтинг и много чего ещё.
Это была очень насыщенная и разнообразная деятельность, потому что всегда нужно было придумывать что-то новое. Также я иногда выходила работать подменным отрядным вожатым, когда у других были выходные. Дети тепло меня встречали, несмотря на то, что я была не их вожатой. Наверное, это была одна из самых разнообразных и эмоциональных смен.
— Первый раз в детский лагерь я поехала в 2021 году. Так и осталась в профессии. Многие говорят, что вожатый — это только летняя история, а в остальное время делать нечего. Но это далеко не так, потому что существуют ещё зимние смены, а также есть много классных проектов и конкурсов вожатского мастерства, которые проходят круглогодично на различных уровнях: от городского до всероссийского.
Такие мероприятия для вожатых и других людей, работающих в сфере детского отдыха, возвращают в атмосферу лагеря.
Я стараюсь участвовать везде, где смогу. Каждый раз я улучшаю свои навыки, завожу новые знакомства и развиваюсь в этом направлении. Именно непрерывность так называемого «самосовершенствования» мне и нравится в этой работе. И, конечно, эмоции, которые я испытываю, работая в детском лагере и посещая мероприятия, связанные с данной сферой, тоже играют свою роль — это очень отвлекает от серых учебных будней, разряжает обстановку.
— Быть вожатым нелегко, но нельзя сказать, что это очень тяжело. Главное — научиться справляться с трудностями и понять, что тебя мотивирует. На меня очень влияет сама атмосфера лагеря: ежедневные мероприятия, тёплый вожатский коллектив, репетиции до поздней ночи, победа твоего отряда.
Когда ты понимаешь, зачем сюда приехал и почему здесь вообще находишься, начинаешь осознавать, что это не тяжело, что со всем можно справиться. Каждый раз, когда на смене мне кажется, что я устала, я думаю о том, с каким теплом на душе я буду всё это потом вспоминать холодными осенними вечерами.
— Я работала с разными отрядами: от младших до старших, и даже разновозрастные отряды у меня были. Не могу точно сказать, с кем работается легче, потому что всё зависит от самих детей, от напарников и от многих других факторов.
Например, главная сложность при работе с маленькими детьми — с ними нельзя долго заниматься какой-то одной деятельностью, её нужно постоянно менять. И, конечно, когда работаешь с младшим возрастом, остро встает вопрос гигиены — за ними в этом плане нужен особый присмотр.
В работе со старшим и средним возрастами тоже есть свои особенности: переходный возраст, подростковый максимализм. А когда в отряде дети от 7 до 17 лет, то важно правильно разбить их на микрогруппы для более продуктивной работы. Но мне нравится работать со всеми: малышам я очень люблю петь колыбельные на ночь, со старшими можно поговорить на серьёзные темы, а в разновозрастном отряде можно просить взрослых ребят помогать младшим.
— В первую очередь, это, стрессоустойчивость. Ритм жизни вожатого на смене достаточно быстрый и активный, иногда немного сложно находиться с детьми с самого утра и до ночи.
Второе по важности качество — креативность. У вожатого в голове должно крутиться сто идей в минуту, чтобы дети на смене не скучали. Нужно постоянно придумывать что-то новое и необычное, а для этого необходимо развивать своё креативное мышление.
И, конечно, вожатый должен быть ответственным, потому что в работе с детьми по-другому нельзя. Нужно относиться к этой работе не как к развлечению, а как к воспитательно-педагогической деятельности, которая оставит положительный след в жизни детей.
— С 18 лет.
— Однозначно да. После своей первой смены и участия в нескольких вожатских мероприятиях стала замечать, что смотрю на вещи совершенно иначе: с любой задачей стараюсь справляться какими-то креативными способами.
— Да, в этом году у меня была летняя педагогическая практика, которая предполагает работу в детском лагере. Так я совместила приятное с полезным.
Благодаря работе вожатой я стала очень творчески подходить к выполнению заданий на некоторых дисциплинах. Например, применяю вожатские навыки при создании школьных уроков. Преподаватели это ценят.
А ещё из-за хороших характеристик со смен мне удалось перейти на бесплатное обучение в университете.
— Никогда не бойтесь пробовать что-то новое, потому что детский лагерь — это место для самореализации и развития творческих и педагогических навыков, а также лидерских качеств.
Самое главное — всегда оценивайте силы и возможности своего отряда, потому что дети не всегда могут воплотить то, что вы считаете классным и креативным. И никогда не решайте что-то за них — они тоже много всего умеют и еще поборются с вами за звание генератора лучших идей.
— Да, конечно. Для меня работа вожатым стала не просто хобби, я вижу своё ближайшее будущее именно здесь — в сфере детского отдыха.
На данный момент я уже являюсь куратором Центральной школы московских вожатых: я помогаю новым ребятам в обучении, рассказываю им про смены и ситуации, которые могут ждать их в лагере. В следующем году я планирую работать старшим вожатым, а дальше — больше!
Материал подготовлен сотрудниками МОСГОРТУРа
💙 Читать больше:
Деревня, квартира или лагерь: где ребёнку провести летние каникулы
Как подготовить ребёнка к первой поездке в детский лагерь
Дополнительные баллы и путёвки в «Артек»: бесплатные научно-технические конкурсы для школьников
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.