«У вожатого в голове должно крутиться сто идей в минуту»: студентка о работе в детском лагере

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.

Студентка МПГУ Татьяна Безроднова уже несколько лет ездит в детские лагеря вожатой. Как попасть на эту работу, почему креативность — главный навык для вожатых — и какие бонусы даёт вожатство в вузе, она рассказывает в этом интервью. 

— Почему ты решила работать в детском лагере?

— Когда ещё училась в школе, я мечтала поехать в детский лагерь, особенно в «Артек». Хотелось уехать куда-то подальше от дома одной, без родителей, чтобы почувствовать самостоятельность. Но в лагерь меня так и не отправили. 

На первом курсе университета я увидела, что Центральная школа московских вожатых на базе МОСГОРТУРа совместно с моим университетом открывает набор на обучение. Сразу загорелась этой идеей и подумала: «Раз ребёнком не получилось побывать в детском лагере, почему бы не поехать туда вожатой».

— Как ты стала вожатой? Расскажи про обучение и подготовку к первой поездке в лагерь.

— Я записалась в Центральную школу московских вожатых и прошла собеседование.

Обучение проходило динамично и интерактивно, у нас был отличный коллектив, на занятия приезжала с удовольствием. В школе вожатых нам рассказали про основы педагогики и психологии, а также научили правильно проводить игры.

Ближе к концу мая я уже начала подготовку к своей первой смене. Это был лагерь на Чёрном море, но поехала я не отрядным вожатым, а вожатым-организатором. Поэтому перед сменой я готовила не игры и отрядные дела, а общелагерные мероприятия: станционные игры, квизы, квесты. Это было немного волнительно, потому что о работе организатора я мало знала, но мы с напарницами и руководителем программы быстро распределили обязанности и начали подготовку.

— Как прошла твоя первая смена? Какие эмоции испытывала?

— В силу того, что о работе вожатого-организатора я знала до смены не очень много, ожиданий почти никаких не было. Когда приехала в лагерь, у нас сразу началась активная работа. Мы постоянно готовили мероприятия для всей нашей смены, писали сценарии, придумывали различные задания, считали общелагерный рейтинг и много чего ещё.

Это была очень насыщенная и разнообразная деятельность, потому что всегда нужно было придумывать что-то новое. Также я иногда выходила работать подменным отрядным вожатым, когда у других были выходные. Дети тепло меня встречали, несмотря на то, что я была не их вожатой. Наверное, это была одна из самых разнообразных и эмоциональных смен.

— Как давно ты ездишь в детские лагеря? Что тебе нравится в этой работе?

— Первый раз в детский лагерь я поехала в 2021 году. Так и осталась в профессии. Многие говорят, что вожатый — это только летняя история, а в остальное время делать нечего. Но это далеко не так, потому что существуют ещё зимние смены, а также есть много классных проектов и конкурсов вожатского мастерства, которые проходят круглогодично на различных уровнях: от городского до всероссийского. 

Такие мероприятия для вожатых и других людей, работающих в сфере детского отдыха, возвращают в атмосферу лагеря.

Я стараюсь участвовать везде, где смогу. Каждый раз я улучшаю свои навыки, завожу новые знакомства и развиваюсь в этом направлении. Именно непрерывность так называемого «самосовершенствования» мне и нравится в этой работе. И, конечно, эмоции, которые я испытываю, работая в детском лагере и посещая мероприятия, связанные с данной сферой, тоже играют свою роль — это очень отвлекает от серых учебных будней, разряжает обстановку. 

— Тяжело ли быть вожатой? Как справляешься с трудностями? Что вдохновляет?

— Быть вожатым нелегко, но нельзя сказать, что это очень тяжело. Главное — научиться справляться с трудностями и понять, что тебя мотивирует. На меня очень влияет сама атмосфера лагеря: ежедневные мероприятия, тёплый вожатский коллектив, репетиции до поздней ночи, победа твоего отряда.

Когда ты понимаешь, зачем сюда приехал и почему здесь вообще находишься, начинаешь осознавать, что это не тяжело, что со всем можно справиться. Каждый раз, когда на смене мне кажется, что я устала, я думаю о том, с каким теплом на душе я буду всё это потом вспоминать холодными осенними вечерами.

— У тебя в отряде были ребята разных возрастов? С кем работать легче — детьми или подростками?

— Я работала с разными отрядами: от младших до старших, и даже разновозрастные отряды у меня были. Не могу точно сказать, с кем работается легче, потому что всё зависит от самих детей, от напарников и от многих других факторов.

Например, главная сложность при работе с маленькими детьми — с ними нельзя долго заниматься какой-то одной деятельностью, её нужно постоянно менять. И, конечно, когда работаешь с младшим возрастом, остро встает вопрос гигиены — за ними в этом плане нужен особый присмотр.

В работе со старшим и средним возрастами тоже есть свои особенности: переходный возраст, подростковый максимализм. А когда в отряде дети от 7 до 17 лет, то важно правильно разбить их на микрогруппы для более продуктивной работы. Но мне нравится работать со всеми: малышам я очень люблю петь колыбельные на ночь, со старшими можно поговорить на серьёзные темы, а в разновозрастном отряде можно просить взрослых ребят помогать младшим.

— Какими качествами должен обладать вожатый?

В первую очередь, это, стрессоустойчивость. Ритм жизни вожатого на смене достаточно быстрый и активный, иногда немного сложно находиться с детьми с самого утра и до ночи. 

Второе по важности качество — креативность. У вожатого в голове должно крутиться сто идей в минуту, чтобы дети на смене не скучали. Нужно постоянно придумывать что-то новое и необычное, а для этого необходимо развивать своё креативное мышление. 

И, конечно, вожатый должен быть ответственным, потому что в работе с детьми по-другому нельзя. Нужно относиться к этой работе не как к развлечению, а как к воспитательно-педагогической деятельности, которая оставит положительный след в жизни детей. 

— С какого возраста можно стать вожатым?

— С 18 лет.

— Помогают ли навыки, которые ты получила на работе в лагере, в обычной жизни?

— Однозначно да. После своей первой смены и участия в нескольких вожатских мероприятиях стала замечать, что смотрю на вещи совершенно иначе: с любой задачей стараюсь справляться какими-то креативными способами.

— А в вузах за вожатство есть какие-то бонусы?

— Да, в этом году у меня была летняя педагогическая практика, которая предполагает работу в детском лагере. Так я совместила приятное с полезным. 

Благодаря работе вожатой я стала очень творчески подходить к выполнению заданий на некоторых дисциплинах. Например, применяю вожатские навыки при создании школьных уроков. Преподаватели это ценят. 

А ещё из-за хороших характеристик со смен мне удалось перейти на бесплатное обучение в университете.

— Какие советы ты дашь начинающим вожатым?

— Никогда не бойтесь пробовать что-то новое, потому что детский лагерь — это место для самореализации и развития творческих и педагогических навыков, а также лидерских качеств. 

Самое главное — всегда оценивайте силы и возможности своего отряда, потому что дети не всегда могут воплотить то, что вы считаете классным и креативным. И никогда не решайте что-то за них — они тоже много всего умеют и еще поборются с вами за звание генератора лучших идей. 

— Поедешь ли ты ещё работать в лагерь?

— Да, конечно. Для меня работа вожатым стала не просто хобби, я вижу своё ближайшее будущее именно здесь — в сфере детского отдыха. 

На данный момент я уже являюсь куратором Центральной школы московских вожатых: я помогаю новым ребятам в обучении, рассказываю им про смены и ситуации, которые могут ждать их в лагере. В следующем году я планирую работать старшим вожатым, а дальше — больше!

Материал подготовлен сотрудниками МОСГОРТУРа

💙 Читать больше:

Деревня, квартира или лагерь: где ребёнку провести летние каникулы

Как подготовить ребёнка к первой поездке в детский лагерь

Дополнительные баллы и путёвки в «Артек»: бесплатные научно-технические конкурсы для школьников

 

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

Методические рекомендации ФИПИ для ЕГЭ 2025 по русскому языку
Сделала полный разбор методички от ФИПИ для ЕГЭ 2025 по русскому языку. Спойлер: уточнили критерии, оценивание заданий 21 и 22, оформление букв в...
Методические рекомендации ФИПИ для ЕГЭ 2025 по русскому языку
Новая шкала перевода баллов ЕГЭ 2022: как перевести первичные баллы во вторичные
Досрочная волна сдачи ЕГЭ завершилась 7 апреля. Первыми экзаменами, которые сдавали школьники, были литература, география и химия. Когда по ним...
Новая шкала перевода баллов ЕГЭ 2022: как перевести первичные баллы во вторичные
Биография Экзюпери, дневники принцессы и новая версия «Голодных игр»: 9 книжных новинок весны
В этой подборке я собрала книжные новинки в жанре Young Adult (подростковой литературы), которые выходят весной 2022 года.    «Дневники принцессы»,...
Биография Экзюпери, дневники принцессы и новая версия «Голодных игр»: 9 книжных новинок весны
Пунктуация в ЕГЭ по русскому языку
«Запятая, тире, двоеточие… Надо или не надо? Или надо, но с обеих сторон? А можно звонок другу?». Чтобы выполнять задания, не проверяя интуиции, и не...
Пунктуация в ЕГЭ по русскому языку
Дальний Восток ЕГЭ 2025 по физике: разбор заданий
Снежа Планк, преподавательница физики в Вебиуме, подготовила разбор заданий с Дальнего Востока ЕГЭ 2025 по физике. Задание 2: Дальний Восток ЕГЭ...
Дальний Восток ЕГЭ 2025 по физике: разбор заданий
Задание 8 ЕГЭ русский язык — теория
Разбираем теорию для 8 задания в ЕГЭ 2026 по русскому языку. Оно может принести нам 2 первичных балла. Основные ошибки, которые встречаются в 8...
Задание 8 ЕГЭ русский язык — теория

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.