Музыка сопровождает нас везде — в наушниках, фильмах, фоном в кофейнях и иногда в голове. Но есть люди, для которых музыка — не столько звук, сколько полноценная работа и дело всей жизни. В этом интервью поговорим с Александром Морозовым, выпускником ГУАП и действующим звукорежиссёром из прокатной компании: узнаем, чем занимается типовой «звукарь» и какие ЕГЭ сдавать, чтобы им стать.
Я с детства увлекался музыкой, учился играть на барабанах, но не получил музыкального образования. В школе рациональная часть меня хотела стать программистом, а другая — стать музыкантом и колесить по стране. В итоге сейчас я делаю почти то же самое, но нахожусь не в роли музыканта, а тусуюсь рядом с ними и занимаюсь инженерным делом.
В вуз я всё-таки поступил рационально — на программиста. Но потом что-то пошло не так, меня закружила внеучебная деятельность, я днями и ночами начал пропадать в актовом зале вуза и вернулся к истокам — к звуку. Записался в студию технического обеспечения мероприятий ГУАП, это и послужило отправной точкой, там меня научили практически всему основному.
Помню как однажды старшие ребята оставили меня одного за пультом, я тогда познал дзен. Первые разы было тяжело, но с количеством студенческих мероприятий рос и мой опыт. Сейчас я могу сказать, что полноценно пришел в профессию — я занимаюсь этим около шести лет и работаю на крупных мероприятиях города и страны.
Студенты из студии технического обеспечения за звуковым пультом
Мир звукорежиссуры огромен. Она существует в разном виде.
🎤 Концертное проведение мероприятий. Все ходят на концерты любимых исполнителей. Хороший звук там делают эти ребята из live-звукорежиссуры:
VK Fest 2023. Одно из мероприятий Александра (Фото: https://vk.com/fest_spb)
🎤 Студийная звукорежиссура — это сборка какого-то звукоряда. Например, треки музыкальной группы, «демки», трибьюты, звуковое сопровождение фильмов. Существует отдельное направление саунд-продюсеров, которые создают окружение для кино и клипов. Сюда же можно записать звукорежиссеров на телевидение и радио, это отдельный мир со своими правилами.
🎤 Театральная звукорежиссура — эти ребята сопровождают театральные постановки и мюзиклы. У них, как правило, много репетиций и отработанная схема проведения спектаклей.
У каждого звукорежиссёра из вышеперечисленных существуют свои обязанности, иногда совершенно не пересекающиеся между собой. Если уходить в это занятие, можно очень долго выбирать и переходить из одной специальности в другую.
Тут как и в любой другой сфере — ты можешь быть, например, айтишником-самоучкой, но уметь больше, чем человек, который получил высшее образование и не нарабатывает его опытом. Но можешь получить «вышку» и быть ещё круче. Всё индивидуально. Круто попасть учиться к профи, которые горят своим делом и передают это рвение, не важно, будет это в вузе или на стороне.
Никакая теория без практики не работает. Я в своё время попал в хорошую прокатную компанию, где мне помогли развиться в правильном русле. Есть, конечно, и обратная сторона, когда люди идут в профессию просто зарабатывать деньги и не живут делом. К сожалению, это часто ведет к выгоранию.
Отучиться на звукорежиссёра можно в разных творческих вузах страны. Есть специальности «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и программ», «Музыкальная звукорежиссура», «Режиссура кино и телевидения», «Режиссура театра».
Например, в таких:
Берут с ЕГЭ по литературе и со вступительными экзаменами.
Да, даже очень. Любые технические навыки в этом деле важны. Потому что у нас многое построено на физических явлениях. Все очень логично, музыка же сама по себе математически верная, да и многие звукорежиссёрские понятия — реверберация, интерференция — это всё пришло из физики.
Из последних — был на всемирном фестивале молодежи в Сочи. Работал с Леонидом Агутиным, Моей Мишелью, Ваней Дмитриенко.
Поставить цель и идти к ней. Развиваться, изучать теорию и подкреплять её практикой. Прочитать Питера Бьюика «Живой звук», Боба Маккарти «Sound Systems: Design and Optimization» — это звукорежиссёр с 30-летним стажем, который сформировал свою акустическую концепцию. У И. А. Алдошиной (профессор кафедры звукорежиссуры Сакнт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов) очень полезные труды.
Для наработки опыта найти ребят, наставников, которые научат — можно оттолкнуться от вуза, поискать вакансии на агрегаторах. Поспрашивать у знакомых, которые работают в сценической сфере, подумать, есть ли в вашем кругу световики, режиссёры или другие люди сцены. Можно поискать себя в прокатных компаниях своего города — это компании, которые занимаются арендой и установкой технического оборудования для мероприятий, там часто требуются толковые ребята.
Звук — сфера интереснейшая, и на ней реально построить self-made-личность.
Заинтересован звуком, светом, кино или дизайном? Почитай про путь других ребят в этих сферах в нашем разделе «Личный опыт». Некоторые статьи с другими интересными профессиями:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.