Разобрала задание с реального ЕГЭ 2024 — сатирические мотивы в произведениях Чехова и Гоголя. В конце бонус — тема Родины для 10 сочинения в ЕГЭ 2025 по литературе.
🩷 По Чехову:
«Смерть чиновника», «Человек в футляре»: мелкость обывателя сатирически изображена в деталях. Можно вспомнить «футляр» Беликова, весь его образ в целом — и его девиз «как бы чего не вышло»: “И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник”. Важный момент: весь Беликов целиком погружен в футляр — не только его портрет, но и его образ жизни был ознаменован этой попыткой спрятаться от жизни (не зря он преподает мертвый язык).
🩷 Можно проанализировать сцену похорон Беликова: так, гроб (в значении смерти) стал для него последним и самым желанным, самым безопасным “футляром”: “Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!” Любопытно, что природа как бы “помогает” Беликову сложить все его окружение в “футляр” в честь его смерти: “И как бы в честь его во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами”.
🩷 Страх “стать посмещищем” знаменует его кончину — подобно Червякову из другого рассказа Чехова, обыватель-Беликов тоже умирает от душевного потрясения: жалкая, смешная причина ссоры с Коваленко совсем скоро дополняется смешной причиной смерти — он был обсмеян Варенькой после падения с лестницы.
🩷 Очень близка этому рассказу уже упомянутая “Смерть чиновника”. Начать следует с говорящих фамилий: Червяков — очевидно, указывает на “мелкость” человека (поздний извод реалистического типа “маленького человека” — герой, не вызывающий, в отличие от классического “маленького человека”, никакой жалости, не обладающий никаким внутренним миром). В дополнение можно рассмотреть и фамилию генерала Бризжалова — она ассоциируется с глаголами “брюзжать” или “брезговать”, а также “брызгать” (см. мысленное сюжетообразующее восклицание Червякова: “Я его обрызгал!”)
🩷 Весь рассказ тематизирует как раз слепое чинопочитание: сама завязка сюжета комична — чиновник пытается извиниться перед вышестоящим лицом за то, что обрызгал его в театре, чихнув (физиологический момент характерен для врача-Чехова, но он так же сам по себе снижает “конфликт”). Смерть также обнажает смехотворность жизни “мелкого человека”: “В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер”. Следует обратить внимание на подбор слов — Чехов использует именно “помер” (ср. с предвосхищением смерти Беликова: “И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова”).
🩷 «Толстый и тонкий». Продолжая тему чинопочитания и физиологии — в этом рассказе отвращение к чинопочитанию в финале изображается вполне конкретно: “Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку”. Важно: в этом рассказе толстый (Михаил, более высокопоставленный чиновник) не требует от тонкого (Порфирия, менее высокопоставленного) уважения к его положению, не относится к нему с презрением: они — “друзья детства”, это уже существенная переработка отношений в чиновнической среде. Именно поэтому раболепие Порфирия буквально до тошноты противно Михаилу.
✨По Гоголю:
🌟 Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» сатирична – в ней изображена ложь, трусость, жестокость, безразличие, чинопочитание в тех героях, которые изначально вызывают улыбку.
🌟 Например, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий, «взяточник», «мошенников над мошенниками» обманывает. Комичность его образа заключается в том, что он не видит недостатков в собственной работе, крича «на улицах кабак, нечистота!» – то есть, виня в сложившейся ситуации других и не понимая, что беспорядок связан с его безответственным отношением к благоустройству города N (вспомнить эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»).
🌟 Иван Александрович Хлестаков — лжеревизор — также комичен, и через его образ автор высмеивает такие пороки, как лживое хвастовство и глупость. Так, слуга Осип жалуется на барина: «…нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя!» Эта характеристика выдаёт в Хлестакове персонажа, любящего чужое внимание, уважение, и хвастающегося ради этого. При этом Иван Александрович не видит границ собственной лжи и гиперболизирует всё, о чём говорит, завирается: «С Пушкиным на дружеской ноге». В «Замечаниях для господ актеров» написано, что Хлестаков «без царя в голове».
🌟 То, что чиновники под началом Сквозник-Дмухановского, в принципе верят в завиральные россказни Хлестакова – тоже комично. Сам по себе городничий – не глупец, но его “ослепляет”, одурачивает страх: он боится потерять свое положение, свой достаток, стремится всеми силами скрыть “грешки”. Именно страх помогает ему “трактовать” ложь Хлестакова как некие намеки или тайные указания – так, он считает, например, что в этом эпизоде Хлестаков завуалированно требует взятку:
🌟 Хлестаков. Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.
Городничий (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Не знаешь, с которой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.
🤩 М.Ю. Лермонтов «Родина»
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
Темы: красота родного края, любовь к Отчизне.
🤩 А.А. Блок «Россия»
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слëзы первые любви!
Темы: судьба Родины, прелесть «нищей» России.
🤩 С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосëт глаза.
Темы: восхищение красотой Родины, преданность ей.
🤩 А.А. Ахматова «Мне голос был…»
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Темы: патриотизм, искренняя любовь к Родине.
На курсе мы не только анализируем лирику, но и заучиваем стихи для 10 сочинения!
🐾 Список «Прочитал, помню» / «не читал». Вот и готов план подготовки…
🐾 Делим произведения на категории: знаю, что-то знаю, ничего не знаю. Откройте навигатор самостоятельной подготовки и по пунктам посмотрите все произведения.
🐾 Сочинения. Загляните в открытый банк заданий ФИПИ и попробуйте для начала устно ответить на вопросы по произведению, которое вы ЗНАЕТЕ.
🐾 Время что-то написать. Возьмите тему 11 сочинения из банка заданий ФИПИ и засеките время. Если на полноценное сочинение ушло больше двух часов — нужно начать уделять внимание практике.
🐾 На этом этапе нет времени наслаждаться опытом чтения. Поэтому тексты нужно предметно сопоставлять с заданиями ЕГЭ. Тут тоже вам поможет открытый банк заданий ФИПИ.
Придётся потрудиться, но результат точно окупится 🐈🐈⬛
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.