Разбор демоверсии ЕГЭ 2025 по русскому языку

Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.

Долой проблемы, комиксы, аниме, фанфики — так мы решили охарактеризовать изменения в ЕГЭ 2025 по русскому языку. В этой статье разбираемся с новшествами, решаем задания из демоверсии и делимся рекомендациями, как подготовиться к экзамену с нуля. 

Изменения в ЕГЭ 2025 по русскому языку

  • Задание на определение средств выразительности больше не опирается на текст (теперь это задание 22, а не 26). Максимальный балл за правильное решение — 2 балла, а не 3.
  • Больше никаких проблем — в КИМе будет указана проблема текста, нужно будет сформулировать комментарий и СП. Запретили приводить в качестве аргументов комиксы, аниме, мангу, фанфики, графические романы и компьютерные игры.
  • Изменены критерии оценивания сочинения — нет К1 (формулировка проблемы) и К6 (богатство речи).
  • Балл за К6 теперь входит в К10, максимум за «речь» — 3 балла.
  • «Фактологическая точность» и «соблюдение этических норм» — это теперь К4 и К6.
  • Грамматика оценивается как пунктуация и орфография — в 3 балла.
  • Всего за сочинение можно получить 22 первичных балла.
  • Работа объёмом менее 99 слов не проверяется. Ранее минимальный порог был 69 слов.

Разбор заданий ЕГЭ 2025 по русскому языку

Вместе с преподавательницей Вебиума Агнией Розенталь мы подготовили подробный разбор заданий демоверсии ЕГЭ 2025 по русскому языку.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий. Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <…> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек – здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, – по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома. Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов. Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры. Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, – всё это имеет некоторое отношение и к прозе. Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка. Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.

(По К.Г. Паустовскому)

1 задание

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Ответ: эти.

2 задание

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) АНСАМБЛЬ. Исполнительский коллектив (певцов, музыкантов, а также состав исполнителей). А. песни и пляски.

2) ПРОСТОЙ. полн. ф. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный). Простые чулки (хлопчатобумажные).

3) ЧИСЛО. кого-чего. Количество считаемого, поддающегося счёту. Ч. собравшихся. Значительное ч. ошибок. Отряд числом в двадцать человек (в числе двадцати человек). Большое ч. людей.

4) ВКУС. Чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий в. Одеваться со вкусом. На чей-нибудь вкус, в чьём-нибудь вкусе (с точки зрения чьих-нибудь мнений об изящном, красивом).

5) ДОСТАВЛЯТЬ. что. Обеспечивать, предоставлять, приносить (то, что названо существительным). Д. удовольствие, неприятность. Д. много хлопот.

Ответ: 345

3 задание

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Текст написан в научном стиле; цель автора – сообщить научные сведения о важнейших архитектурных особенностях здания Главного штаба.

2) Основной функционально-смысловой тип речи в тексте – рассуждение.

3) Лексика, употребляемая автором, стилистически однородна: в тексте отсутствуют эмоционально-оценочные слова и слова в переносном значении, при этом используются математические термины (дугой, пропорций, линия и др.).

4) Выразительность текста обеспечивается в том числе синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения (величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений; он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка; чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий).

5) С помощью эпитетов («тяжеловесной и неуклюжей композиции») автор показывает, чего следует избегать в прозаическом произведении.

Ответ: 345.

4 задание

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) лОктя

2) надЕлит (полномочиями)

3) кровотОчить

4) снятА

5) тамОжня

Ответ: 145.

5 задание

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Самый обычный обед можно превратить в ПРАЗДНЫЙ, если правильно украсить стол.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

За годы творчества композитор создал ряд оперных произведений, имевших большой успех у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей. ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата России по футболу прошёл в столице согласно расписанию.

Лиза пошла навстречу гостям с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ выражением лица, что все сразу успокоились.

Ответ: праздничный.

6 задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 °С для кедра и 8–10 °С для ели и пихты.

Ответ: очень.

ИЛИ
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.

Для каждого человека в самых трудных обстоятельствах главное – сохранить твёрдость духа, то есть совершить победу над самим собой.

Ответ: одержать.

7 задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • золочёные КУПОЛА
  • ПОЕЗЖАЙ вперёд
  • с ПОВИДЛОЙ
  • более СТРОГО
  • пара ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ: повидлом.

8 задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное

употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова

1) Сразу по приезде в губернский город

Чичиков попытался установить деловые

связи с местными чиновниками.

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью 2) Возвращаясь в родные места, мне

вспомнились детские впечатления от

впервые увиденной грозы.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Через неделю после венчания

А.С. Пушкин сообщает другу

П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 4) Заведующий библиотеки, получив

назначение на должность, сразу

приступил к исполнению своих

обязанностей.

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) Слова, по мнению Платона, лишены

исторического развития и являются

результатом постановления

«законодателей», которые раз и навсегда

определили как звучание, так и значение

слов в языке.

  6) Сверхпроводники – это материалы, не

имеющие электрического сопротивления

при сильном охлаждении, поэтому

плотность электрического тока может

достигать гигантских значений.

  7) Если провести опрос молодёжи, то

можно убедиться в том, что сегодня

молодые люди воспринимают и думают

о жизни иначе, чем предыдущие

поколения.

  8) В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде»

мысли о будущем России наиболее

полно выражены в монологах Пети

Трофимова, молодого интеллигента,

жизнь которого полна труда и лишений.

  9) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана

к «Евгению Онегину» каждый читатель

лучше понимает эпоху А.С.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 43827

9 задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) приск..кал (заяц), успок..ительное (средство), погл..щать

2) оп..реться, в..лосипед, осв..тить (фонарём)

3) задр..жать, эв..люция, ср..внить (два предмета)

4) ун..жение, выт..реть (посуду), поб..дитель

5) ц..клон, аукц..он, ц..рковой (артист)

Решение: 

2 — опЕреться (чередование, пишем Е, так как нет суффикса А), вЕлосипед (словарное слово), освЕтить (фонарём) (проверочное слово — свЕт);

5 — цИклон (после буквы «ц» пишется буква И), аукцИон (словарное слово), ц..рковой (артист) (проверочное слово — цирк).

Ответ: 25.

10 задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) без..нициативный, вз..скать, роз..грыш

2) обе..доленный, чере..чур, не..держанный

3) пр..бить (гвоздём к стене), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный

4) пр..бабушка, пр..язык, пр..родина

5) поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)

Решение:

1) безЫнициативный (пишем Ы, т.к. русская приставка оканчивается на согласный), взЫскать (тоже русская приставка), розЫгрыш (и тут);

3) прИбить (гвоздём к стене) (приставка ПРИ обозначает присоединение), прИклеить (на бумагу) (и тут тоже), прИбрежный (приставка ПРИ обозначает близость расположения);

4) прАбабушка, прАязык, прАродина (значение древности во всех случаях).

Ответ: 134.

11 задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ма..лся, отча..ться

2) запрост.., накрепк..

3) продл..вать, завис..ть

4) сирен..вый, надрыв..стый

5) нищ..та, устойч..вый

Решение:

1) маЯлся (перед суффиксом Л ставим ту же букву, что и в инфинитиве), отчаЯться (1 спряжение).

2) запростО, накрепкО (в наречиях с приставками НА, В, ЗА на конце пишется О) 

3) продлЕвать (я продлЕВАю), зависЕть (исключение, 2 спряжение)

Ответ: 123

12 задание

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) дремл..щий, (они) гон..тся (за мячом)

2) закле..шь, неслыш..мый

3) помож..шь, движ..мый (желанием)

4) засе..нное (поле), подта..вший (снег)

5) брызж..щий (искрами), (птицы) щебеч..т

Решение:

2) заклеИшь (2 спряжение), неслыш..мый (слышать — исключение, 2 спряжение);

4) засе..нное (поле) (перед НН пишем ту же гласную, что и в инфинитиве — засеЯть), подта..вший (снег) (перед ВШ ставится гласная из инфинитива — таЯть);

5) брызжУщий (искрами) (1 спряжение), (птицы) щебеч..т (1 спряжение).

Ответ: 245.

13 задание

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется

РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Если я по лаю определяю, что пёс нисколько (НЕ)ОБОЗЛЁН, я смело открываю калитку.

2) Закрытые шлюзы высоко подняли воду, образовав (НЕ)ШИРОКИЙ, но глубокий затон.

3) Дно Байкала далеко (НЕ)РОВНОЕ и представляет собой систему подводных хребтов.

4) В 1836 году состоялось знакомство Фредерика Шопена и Жорж Санд, но тогда ещё ничто (НЕ)ПРЕДВЕЩАЛО будущей любви композитора и известной писательницы.

5) (НЕ)ЗАДОЛГО перед дождём, хотя ещё и не набежали тучи, чувствуется нежное дыхание влаги.

Решение:

1) Если я по лаю определяю, что пёс нисколько (НЕ)ОБОЗЛЁН, я смело открываю калитку (причастие с зависимым словом).

3) Дно Байкала далеко (НЕ)РОВНОЕ и представляет собой систему подводных хребтов. (с “далеко”, “совсем” и “вовсе” НЕ пишется раздельно);

4) В 1836 году состоялось знакомство Фредерика Шопена и Жорж Санд, но тогда ещё ничто (НЕ)ПРЕДВЕЩАЛО будущей любви композитора и известной писательницы (НЕ с глаголом).

Ответ: 134.

ИЛИ

Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Наш сосед никогда не заботился (НИ)(О)КОМ, кроме себя.

2) (НЕ)ОСОЗНАВАЯ сути правил коммуникации, люди пользуются ими каждый день.

3) Самостоятельно осваивать технологию обработки металла и получать профессию кузнеца – очень (НЕ)ПРОСТОЕ занятие.

4) Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.

5) Стоит выйти на крыльцо, как осень начнёт дышать в лицо горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.

Решение: 

3) Очень НЕПРОСТОЕ занятие (слитно, есть наречие меры и степени и можно заменить словом без НЕ — сложное).

5) НЕПОДВИЖНЫЕ воды (слитно, тк можно заменить словом без НЕ — стоячие).

Ответ: 35.

14 задание

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

1) Старый мельник уже ДАВНЫМ(ДАВНО) стал в здешнем краю ЧЕМ(ТО) вроде живой легенды.

2) Тем, кто идёт (ПО)ЗИМНЕМУ парку, зима всегда кажется КАКИМ(НИБУДЬ) неведомым волшебником.

3) На то, ЧТО(БЫ) только продиктовать тезисы стенографистке, ушло (ПОЛ)ДНЯ.

4) Ночевать туристы ушли в лес, и ПОЧЕМУ(ТО) не в чистый сухой бор, а на болото, (ПО)ВИДИМОМУ считая, что это место для ночлега безопаснее.

5) Дорогу размыло, (ПО)ЭТОМУ добирались мы к леснику с большим трудом, (ЗА)ТО какое удовольствие мы испытали, когда расположились у камина в доме хозяина!

Решение:

1) ДАВНЫМ-ДАВНО (если наречие образовано с помощью повторения слова, то пишем его через дефис), ЧЕМ-ТО (с ТО, ЛИБО, НИБУДЬ слова пишем через дефис) 

2) Тем, кто идёт ПО-ЗИМНЕМУ (наречия на ЕМУ пишутся через дефис) парку, КАКИМ-НИБУДЬ (ТО, ЛИБО, НИБУДЬ).

Ответ: 14.

ИЛИ

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся

РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Л.Н. Толстой увидел в личности Наполеона проявление несвободы, ТАК(КАК) подлинная свобода, (ПО)МНЕНИЮ классика, предполагает добровольное подчинение «высшей цели».

2) (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве И.Е. Репина занимает ТАК(ЖЕ) историческая живопись.

3) (В)ЦЕЛОМ к этой теме художник периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.

4) Медленно, тяжело громыхая, двигался груженный (ДО)ВЕРХУ состав, а (В)ДАЛИ тянулся ещё один.

5) Большие радужные капли начали падать (С)КРЫШ, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.

Решение: 

1)ТАК КАК (всегда раздельно), ПО МНЕНИЮ (существительное с предлогом пишем раздельно);

3) В ЦЕЛОМ (всегда раздельно, В ТЕЧЕНИЕ (всегда раздельно);

5) С КРЫШ (существительное с предлогом), КАК БУДТО (всегда раздельно.) 

Ответ: 135.
ИЛИ

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся

СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Моя лучшая подруга – очень пунктуальный человек: она всегда приходит (НА)ВСТРЕЧИ (ВО)ВРЕМЯ.

2) (ОТ)ТОГО берега отошла лодка, которая (В)СЛЕДСТВИЕ сильного течения не смогла пристать к берегу.

3) Вера, которая была на (ПОЛ)ГОЛОВЫ выше сестры, всегда носила одну и ту же причёску: она зачёсывала волосы (НА)БОК.

4) Стены ТАК(ЖЕ), как и потолок, были (С)НАЧАЛА оштукатурены, а потом расписаны художником.

5) Нельзя идти (НА)ПЕРЕКОР природе, ЧТО(БЫ) не сожалеть впоследствии о результатах.

Решение:

3 — полголовы (пишется слитно, т. к. после ПОЛ идет согласная), набок (наречие, пишем слитно);

5 — наперекор (запоминаем написание), чтобы (подчинительный союз).

Ответ: 35.

15 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Изучение стари(1)ых предметов: глиня(2)ой посуды, берестя(3)ых грамот, распространё(4)ых когда-то украшений – очень важно для науки.

Решение: 

1 — сущ. старина + суффикс Н;

2 — суффикс ЯН;

3 — суффикс ЯН;

4 — суффикс ЁНН.

Ответ: 14.

ИЛИ

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна – письме(2)ый стол для занятий; огромный кожа(3)ый сундук, обитый кова(4)ым железом, и удивительный ларчик, оклее(5)ый резной костью.

Решение: 

3 — кожа + суффикс Н;

4 — в прилагательных кованый, жеваный, клеваный пишется одна буква Н.

Ответ: 34.

16 задание

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Всем просящим отец давал деньги не столько из доброты сколько из напускного джентльменства. 2) Главными в танце считались грациозность и плавность движений рук красота и изящество складок шали.

3) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи. 4) То бегали чёрные тучи то с неба лился прохладный весенний свет то бушевала мокрая снежная буря. 5) Строители подошли к реке и началась переправа на другой берег.

Решение:

1 — двойной союз;

2 — О и О, О и О;

3 — О да О;

4 — повторяющийся союз;

5 — ССП.

Ответ: 125.

17 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В опере «Война и мир» (1) написанной Сергеем Прокофьевым (2) по роману Льва Толстого (3) есть сцены (4) оставляющие поистине незабываемое (5) впечатление: первый бал Наташи Ростовой, ночь в Отрадном.

Решение:

1 и 3 — причастный оборот 

2 — ничего нет

4 — причастный оборот

5 — ничего нет

Ответ: 134.

18 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Лёлька окончила музыкальную школу с четвёркой по специальности, но Анна Самойловна сказала: – Четвёрка – это ерунда. Техника (1) конечно (2) тебя подводит. Но (3) ты (4) Лёлька (5) музыкант настоящий. Ты (6) приходи ко мне ещё и, главное, играй.

(По Н.С. Дашевской)

Решение:

1 и 2 — вводное слово; 

3 — ничего нет;

4 и 5 — обращение;

6 — ничего нет.

Ответ: 1245

19 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Зеркало маяка собирало в пучок (1) столько солнечного света (2) что могло сжигать корабли (3) которые (4) плыли далеко в море.

Решение:

1 — ничего нет, это не придаточная часть;

2 — СПП;

3 — СПП;

4 — ничего.

Ответ: 23

20 задание

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У меня осталось одно-единственное предположение (1) и (2) если оно неверно (3) то других объяснений тому (4) что случилось (5) я, пожалуй, не найду.

Решение:

1 — ССП;

2 — не ставится запятая на стыке союзов, если дальше есть ТО, ТАК, НО;

3 — СПП (ставим запятую перед то);

4 — СПП;

5 — СПП.

Ответ: 1345

21 задание
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».

Решение:

1) ПиС (тире между подлежащим и сказуемым)

3) ПиС

4) уточнение 

5) обобщ. слово

6) БСП

Ответ: 13

ИЛИ

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Флаг Ростова-на-Дону представляет собой прямоугольное полотнище «золотого свечения», состоящее из цветов герба города: синего и красного. (2)На флаге в центре воспроизведён малый герб города в контурном изображении: щит рассечён, на синем поле – башня, на красном – военные доспехи. (3)Цвета флага и гербовые фигуры на оборотной стороне располагаются в следующей последовательности от древка флага: на синем фоне – сторожевая башня; на красном – военные трофеи. (4)Исследователи отмечают: «Гербовые фигуры воспроизведены схематически, без излишней детализации, белым цветом». (5)В этом много символического: в гербовых фигурах читается чистота помыслов, свобода и доброта ростовчан, мирное сосуществование граждан разных национальностей в городском сообществе, открытость города для своих друзей, готовность горожан к сотрудничеству.

Решение:

1) обобщающее слово;

2) БСП;

3) БСП;

4) прямая речь;

5) БСП.

Ответ: 235

ИЛИ

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Как происходит зарождение погоды в Мировом океане? (2)Чтобы найти ответ, учёные используют современную технику – крупные научно- исследовательские суда и специальные буи. (3)Собранные данные позволяют прогнозировать погоду на несколько лет вперёд. (4)Долгосрочные прогнозы вполне реальны, залогом этого служит не только мощь современных компьютеров. (5)Метеорологи приступили к самому грандиозному исследованию Мирового океана, которое когда-либо затевалось. (6)Участники проекта – учёные из 30 стран – уже более 10 лет исследуют Океан. (7)Никогда прежде наука не уделяла столько внимания водной среде. (8)По некоторым данным, всего за какое-то десятилетие количество собранной информации об Океане увеличилось в десятки раз. (9)«Когда мы приступали к работе, то думали создать нечто вроде моментальной фотографии Океана», – вспоминает один из руководителей проекта.

Решение:

2) СПП;

4) БСП;

5) СПП;

8) вводная конструкция;

9) СПП, запятая при оформлении прямой речи.

Ответ: 259

22 задание

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Д умаю ду м у свою.

(Н.А. Некрасов)

1) многосоюзие
Б) В сто сорок солнц закат пылал.

(В.В. Маяковский)

2) анафора
В) Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе.

(А.С. Пушкин)

3) антитеза
Г) Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

(С.А. Есенин)

4) парцелляция
Д) Остаться мне случится одному.

Навеки. В самом деле. Без возврата.

(Е.М. Винокуров)

5) гипербола
  6) сравнение
  7) ассонанс
  8) эпифора
  9) метонимия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение:

А — 7 ( Здесь фигурирует ассонанс, поскольку мы видим многократное повторение гласных звуков — они даже специально выделены);

Б — 5 (Здесь представлена гипербола, так как Маяковский явно преувеличивает — закат не может пылать силой 140 солнц);

В — 9 (Здесь фигурирует метонимия, поскольку под фарфором и бронзой подразумеваются другие предметы, например, вазы);

Г — 2 (Здесь представлена анафора, так как фраза «Край ты мой» повторяется многократно в началах предложений);

Д — 4 (Здесь можно заметить парцелляцию, поскольку нам явно видны элементы некогда единого предложения).

Ответ: 75924.

Прочитайте текст и выполните задания 23–27.

(1)Солдаты, расположившиеся вокруг пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюнявя химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету. (3)Живя с разведчиками и наблюдая поле боя с разных сторон, Ваня привык видеть войну широко и разнообразно. (4)Он привык видеть дороги, леса, болота, мосты, ползущие танки, перебегающую пехоту, минёров, конницу, накапливающуюся в балках… (5)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (6)На этойбумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять. – (7)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? – услышал он за собой густой, добродушный бас. (8)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва. – (9)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, – быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь. (10)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (11)Прежде всего он был немолод. (12)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а скорее принадлежал к категории «дедушек». (13)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (14)На фронт он мог не идти, но в первый же день войны записался добровольцем. (15)Во время Первой мировой войны Ковалёв служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием: уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда. (19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не утратил своего мастерства, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.  (28)В минуту опасности Ковалёв преображался. (29)В нём загорался холодный огонь ярости. (30)Он не отступал ни на шаг. (31)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (32)А истратив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (33)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали… (34)Среди людей часто попадаются храбрецы. (35)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (36)Ковалёв был истинный герой. (37)Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел всех её врагов. (38)Командование неоднократно выдвигало Ковалёва на более высокую должность. (39)Но каждый раз он просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием. – (40)Наводчик – это моё настоящее дело, – говорил Ковалёв, – с другими обязанностями я так хорошо не справлюсь, уж вы мне поверьте, за чинами я не гонюсь. (41)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (42)А для командира я уже не гожусь. (43)Стар. (44)Надо молодым давать дорогу. (45)Покорнейше вас прошу. (46)В конце концов его оставили в покое. (47)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (48)И безусловно, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода…

(По В.П. Катаеву*) 

* Валентин Петрович Катаев (1897–1986) – русский советский писатель,

поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент.

23 задание

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Со времён Первой мировой войны Ковалёв был лучшим наводчиком артиллерийского орудия.

2) Ковалёв научил Ваню разбираться в номерах и цифрах, которыми обозначались артиллерийские расчёты.

3) Ковалёва считали истинным героем, потому что он был не только гениальным наводчиком, но и выдающимся командиром.

4) Начальство не стало выдвигать Ковалёва на более высокую должность, так как понимало, что лучше дать дорогу молодым.

5) Ковалёв был мудрым человеком, уверенным в том, что каждый хорош на своём месте.
Решение:
1 — Не подходит. В тексте указано: «Во время Первой мировой войны Ковалёв служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком». Выдающимся, но не лучшим. 

2 — Не подходит. В тексте об этом ничего не сказано.

3 — Не подходит. В тексте указано: «Командование неоднократно выдвигало Ковалёва на более высокую должность. Но каждый раз он просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием». Ковалёв не стал командиром, следовательно, его не могли за это считать истинным героем.

4 — Не подходит. В предложениях 38 и 39 указано прямо противоположное.

5 — Подходит. Ну хоть что-то подошло, можно и выдохнуть! 

Ответ: 5.

ИЛИ

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Со времён Первой мировой войны Ковалёв был лучшим наводчиком артиллерийского орудия.

2) Ковалёв научил Ваню разбираться в номерах и цифрах, которыми обозначались артиллерийские расчёты.

3) Ковалёва считали истинным героем, потому что он был не только гениальным наводчиком, но и выдающимся командиром.

4) Начальство не стало выдвигать Ковалёва на более высокую должность, так как понимало, что лучше дать дорогу молодым.

5) Ковалёв был мудрым человеком, уверенным в том, что каждый хорош на своём месте.

Решение: тут всё в точности наоборот.
Ответ: 1234.

24 задание

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 2 представлено описание действий людей.

2) Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 15.

3) Предложение 18 противопоставлено по содержанию предложению 17.

4) В предложениях 34, 35 представлено рассуждение.

5) В предложениях 47, 48 представлено описание.

Решение: 

1 — Подходит. На этот вывод нас подталкивают глаголы писал, сидел, читал.

2 — Не подходит. Тут легко запутаться, поскольку в этой паре предложений действительно указаны причина и её следствие. Однако будьте внимательны! Причина — Ковалёв считался выдающимся наводчиком. Следствие — Он попросился и в эту войну наводчиком. Причина кроется в 15 предложении, а следствие — в 16

3 — Подходит. Противопоставление налицо — в 17 предложении говорят о недоверии к Ковалёву, в 18 предложении говорят об исчезновении этого недоверия. 

4 — Подходит. В этих двух предложениях действительно представлено рассуждение автора о становлении героя.

5 — Не подходит. Такие фразы, как «в прочем», «может быть» и «безусловно» говорят о рассуждении автора. В описании подобных вводных конструкций нет.

Ответ: 134.

ИЛИ

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 2 представлено описание действий людей.

2) Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 15.

3) Предложение 18 противопоставлено по содержанию предложению 17.

4) В предложениях 34, 35 представлено рассуждение.

5) В предложениях 47, 48 представлено описание.

Решение: Здесь тоже всё наоборот!
Ответ: 25.

25 задание

Из предложений 46–48 выпишите один фразеологизм.

Ответ: в конце концов ИЛИ оставить в покое ИЛИ на своём месте.

26 задание

Среди предложений 33–41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)с предыдущим при помощи союза и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Решение: Найдем предложения, связанные с предыдущим при помощи союза. К ним относятся предложения 35 и 39 (союз «но»). Теперь ищем слово, которое встречается в разных формах в предложениях 34 и 35. Это слово храбрец. Затем в предложениях 38 и 39. Такого слова там нет. Следовательно, ответом будет являться только 35 предложение.

Ответ: 35.

27 задание

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.Прокомментируйте, как в тексте раскрывается  эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-

иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Сочинение

Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым? Именно эту проблему ставит автор предложенного для анализа текста. 

Валентин Петрович Катаев считает, что первое впечатление о человеке нередко бывает обманчивым, потому что внешние качества не всегда могут соответствовать внутренним.

Так, автор пишет: «Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлею о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. Прежде всего он был немолод». Эти слова доказывают, что нет ничего удивительного в том, что человек не отвечает представлениям, которые сложились у нас при первом взгляде на него. Это связано с тем, что мы не можем достоверно знать, какая личность скрывается за, казалось бы, заурядной внешностью, а наше воображение часто «перекладывает» на других жизненный опыт. 

Кроме того, В. П. Катаев отмечает: «В минуту опасности Ковалёв преображался. В нём загорался холодный огонь ярости». Эти строки позволяют понять, что людям свойственно меняться под тяжестью обстоятельств. Именно поэтому нельзя быть полностью уверенными, что человек соответствует тому впечатлению, которое произвёл впервые. 

Второй пример дополняет первый, позволяя понять, что первое впечатление о человеке может быть ложно не только из-за обманчивой внешности, но и из-за способности людей вести себя неодинаково в различных ситуациях. 

Я согласна с позицией автора и также считаю, что первое впечатление о человеке может быть обманчиво по разным причинам. Так, в произведении «Гордость и предубеждение» Джейн Остин мнение Элизабет о мистере Дарси сначала нельзя назвать положительным, но оно меняется, когда она узнаёт его лучше и перестаёт опираться на субъективность взглядов.

Таким образом, первое впечатление о человеке может вводить нас в заблуждение по многим причинам, например, из-за того, что мы не познакомились с ним получше и опирались только на его внешний вид.

Вторую часть с сочинением упростили только формально — создать качественный текст по предложенной проблеме ничуть не проще, чем выбрать приятную самостоятельно и написать сочинение по ней.

Задание 22 (бывшее 26) станет сложнее — об этом говорит количество терминов в демоверсии.

В целом уровень сложности останется на уровне ЕГЭ ‘24

Агния Розенталь, преподавательница русского языка в Вебиуме

Ещё одно сочинение из демоверсии ЕГЭ 2025 по русскому языку найдёшь в Телеграм-канале Агнии Розенталь!

Подготовка к ЕГЭ 2025 по русскому языку с нуля

Делимся с вами подборкой полезных материалов для подготовки к ЕГЭ 2025 по русскому языку:

Подготовка к ЕГЭ 2025 по русскому языку в Вебиуме

В 2024 году каждый 4-й сдал ЕГЭ по русскому на 90+ баллов в Вебиуме. Хочешь так же? Присоединяйся!

Где вы учитесь?

Вам также будет интересно

5 перспективных профессий в биологии для будущих учёных
Если ты увлечён биологией и думаешь о своём будущем, то сейчас самое время поговорить о перспективных профессиях, которые связаны с этой удивительной...
5 перспективных профессий в биологии для будущих учёных
9 лучших технологических колледжей для поступления после 9 класса
Куда поступать после 9 класса в 2023 году? Собрали список лучших технологических колледжей в России. Основные специальности технологических...
9 лучших технологических колледжей для поступления после 9 класса
Как записаться в библиотеку и оформить читательский билет
Библиотеки не теряют своей актуальности, особенно в крупных городах: их реконструируют и превращают в пространства для комфортной учёбы и работы. В...
Как записаться в библиотеку и оформить читательский билет
Провалил ЕГЭ или недобрал баллов: 6 вариантов действий
Невозможно спрогнозировать результаты ЕГЭ с точностью в 100% — много чего может пойти не так. Зато можно составить запасной план действий на случай,...
Провалил ЕГЭ или недобрал баллов: 6 вариантов действий
Что почитать на новогодних праздниках: подборка книг
В этой статье собрали новогодние книги с атмосферой зимы, горячих напитков и желанных чудес. Читайте их в преддверии праздника и на зимних каникулах,...
Что почитать на новогодних праздниках: подборка книг
Подробный гайд по всем изменениям в ЕГЭ-2022
Около двух лет назад стали появляться новости о кардинальных изменениях на ЕГЭ-2022. Зимой прошлого года представили перспективные модели, и, честно...
Подробный гайд по всем изменениям в ЕГЭ-2022

0 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.