В 27 задании ЕГЭ по русскому языку важно не только правильно определить проблему, но и обосновать своё мнение примерами из жизненного опыта. В методических рекомендациях ФИПИ разрешено ссылаться на сюжеты кинофильмов, мультфильмов, комиксов, графических романов и компьютерных игр. А ещё — манги и аниме! В этой статье — примеры, которые можно привести в ЕГЭ.
Аниме — это мультипликация с характерной рисовкой персонажей и фонов.
Есть полнометражные аниме, а есть сериалы с несколькими эпизодами. В самом продолжительном аниме «Садзаэ-сан» — уже более 8 540 серий!
Аниме ориентировано на японскую аудиторию — оно обращается к философским и идеологическим вопросам, которые волнуют жителей Японии. Но популярность этого жанра распространилась за пределы страны. И тому есть несколько причин.
В аниме поднимаются философские темы. Например, японский режиссёр Хаяо Миядзаки, получивший в 2024 году Оскар за аниме «Мальчик и птица», обращается в своих работах к темам войны, семьи, любви, природы, творчества и моральных ориентиров человека. Как и авторы текстов на ЕГЭ 🤓
В аниме часто спрятаны метафоры — приёмы, которые помогают сравнить предметы или явления. В ЕГЭ нужно искать в тексте их, а ещё — эпитеты, олицетворения, гиперболы, синекдохи… и это довольно длинный список. Чтобы во всём разобраться, посмотри бесплатный курс Агнии Розенталь, где она просто и понятно объясняет каждый термин.
Персонажи аниме — разносторонние и часто неоднозначные личности. Они совершают как хорошие, так и плохие поступки — а это можно приводить в аргументах в сочинении на ЕГЭ. Например, Андрей Болконский из «Войны и мира» и Эрен Йегер из «Атаки Титанов» похожи больше, чем ты думаешь. Жизнь обоих перечеркнула война и поставила перед моральным выбором.
Вот ещё герои аниме, которых можно привести в аргумент сочинения:
Навсикая из «Навсикая из Долины ветров» — добрая и отзывчивая девушка, которая с трепетом относится к природе. Она готова оказать помощь каждому и пожертвовать собой ради народа.
Микаса Аккерман из «Атаки Титанов» — Микаса похожа на Навсикаю самоотверженностью и желанием помочь. Она отличается упорством и трудолюбием. Её самоотверженность является и положительным, и отрицательным качеством.
Гон Фрикс — решительный и талантливый мальчик, который с детства проводил много времени в лесу и теперь может находить с животными общий язык. Он дружелюбный и всегда ищет приключения. Гон импульсивен, из-за этого совершает ошибки, в моменты гнева может стать неуправляемым.
Джозеф Джостар из «Невероятных приключения Джо-Джо» — этот персонаж, несмотря на свои отрицательные стороны, проявляет глубокую любовь к своей семье и друзьям. Он трепетно относится к своим родным, защищает их, а в дружбе готов закрыть глаза на разногласия.
Лайт Ягами из «Тетради Смерти» — это такой же неоднозначный персонаж как Раскольников из «Преступления и наказания». Он обладает повышенным чувством справедливости и высоким интеллектом. Однако «тетрадь смерти» и доступ к безграничной власти делают его заносчивым и высокомерным. Герой проходит деградацию личности.
Рэки Кян из «На скейте в бесконечность» — беззаботный старшеклассник, который плохо учится в школе. Но у него есть страсть — скейтбординг, ради него он готов на всё. Он бескорыстный и целеустремленный человек.
Мы решили разобраться с некоторыми мифами об аниме, чтобы ты был/а точно уверен/а в том, что приводишь на ЕГЭ.
У многих аниме маркировка 16+, а у некоторых — 18+. В них поднимаются сложные взрослые проблемы, а некоторые диалоги могут быть непонятны детям. Поэтому нет, аниме — это не глупые мультики, а полноценные драматические или комедийные произведения.
В привычной нам анимации герои много двигаются и перемещаются, а в аниме один кадр может длиться несколько секунд. Эмоции персонажа передаёт только капелька пота, стекающая по лбу, или передвижение зрачков. Поэтому в аниме важны цвет и звук — именно они помогают чувствовать эмоции и сопереживать героям. Создатели детализируют персонажей и пейзаж, многие аниме имеют свой особый узнаваемый стиль, например, анимация Хаяо Миядзаки.
Изначально так и было. Но сейчас аниме могут создавать везде. Например, американский мультсериал «Аватар: легенда об Аанге» использует элементы аниме. А в России тоже выпустили аниме-сериал о подготовке к взрослой жизни.
В сочинении на ЕГЭ по русскому языку нужно обосновать свою позицию по проблеме из приведённого в задании текста. Для этого можно привести аргумент из жизни, литературы или историко-культурного контекста, а также поделиться личным опытом. Как раз в части аргументов и можно использовать примеры из аниме.
В история Японии было несколько военных конфликтов, которые отражались в аниме. Например, «Божественный моряк Момотаро», «Кокпит», «В этом уголке мира» отражают события Второй мировой войны. Вот ещё несколько примеров аниме для аргументации этой темы:
📺 Навсикая из долины ветров, 1984;
📺 Дневник Анны Франк, 1995;
📺 Ходячий замок, 2004;
📺 Атака Титанов, 2013.
Семья в японской анимации — это про уважение, самоотверженность и любовь. Эта тема затрагивается во многих произведениях, но вот несколько, где она лежит в основе сюжета:
📺 Могила светлячков, 1988;
📺 Однажды в Токио, 2003;
📺 Невероятные приключения Джо-Джо, 2012;
📺 Укрась прощальное утро цветами обещания, 2018.
Тема любви есть во многих аниме, вот несколько произведений, где она занимает центральное место.
📺 5 сантиметров в секунду, 2007;
📺 Форма голоса, 2016;
📺 Твоё имя, 2016;
Японская анимация сфокусирована на темах экологии. В первую очередь, это связано с природными катастрофами, от которых часто страдают жители Японии: цунами, извержения и землетрясения. Один из главных авторов в этом направлении — Хаяо Миядзаки. Вот его аниме, которые подойдут для аргументации на ЕГЭ:
📺 Навсикая из долины ветров, 1984;
📺 Небесный замок Лапута, 1986;
📺 Принцесса Мононоке, 1997;
Выпускникам бывает сложно привести примеры на эту тему. В аниме она раскрывается по-разному: это может быть косвенное соприкосновение с искусством, а в некоторых аниме творчество — единственный интерес главных героев.
📺 Шёпот сердца, 1995;
📺 Спасибо за всё! 2016;
📺 Одинокий рокер, 2022.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.