Со временем любимые предметы перестают радовать, сериалы заменяют учебники, домашние задания выполняются всё реже, а на уроке сквозь дрёму слышится бормотание Марии Николаевны: «Космические корабли бороздят просторы Вселенной…»
Как не засыпать на уроках и сохранить интерес и мотивацию к учёбе, рассказываем в этой статье.
Мотивация побуждает человека к деятельности и помогает достигать поставленные цели.
Мотивация складывается из:
Представим, что поставленные планы — точка А, а конечный результат — точка Б, а мотивация служит «топливом», которое стимулирует нас двигаться к цели.
Когда есть понятная цель, двигаться к её достижению легче. С учёбой это работает: когда ребёнку понятно, зачем он изучает предмет и как эти знания помогут ему, то груз информации уже не кажется таким непосильным.
Целью в учёбе может быть расширение кругозора, будущая профессия, тренировка памяти, силы воли и самодисциплины.
Когда мы комфортно себя чувствуем, нам легче справиться со стрессовыми ситуациями или серыми буднями. Удобный ранец, любимая канцелярия, полезный перекус — всё, что визуально и тактильно приятно, будет радовать и мотивировать нас.
Наше настроение влияет на работоспособность и успеваемость. Если ребёнок позитивно воспринимает школу, а новый учебный день — увлекательное путешествие за новыми открытиями, то успех ему более гарантирован. А постоянное самовнушение страха неудач и запугивание принесёт только негативные эмоции и усталость.
Если школьников младших классов ещё можно увлечь красивой канцелярией и интересными иллюстрациями в книге, то подросткам этого не достаточно. Юношеский максимализм может сильно отвлечь от занятий и ударить по табелю успеваемости.
Но не торопитесь с яростной речью, чтобы при первых промахах в учёбе, отчитать школьника. Для начала попытайтесь выявить причины сложившейся ситуации.
Порой за плохими оценками и нежеланием учиться скрываются более серьёзные проблемы:
Если ваш ребёнок столкнулся с такими ситуациями, то не обвиняйте его, не осуждайте и не критикуйте. Психика подростка ещё не до конца сформирована и особо восприимчива к словам родителей. Станьте другом для ребёнка, убедите его, что вы понимаете его боли и принимаете, независимо от текущей учебной успеваемости.
Когда подросток видит, что он не одинок в своих переживаниях, справиться с ними ему будет легче. Напомните ребёнку, что вы тоже когда-то учились в школе, встречались с периодами апатии и отсутствием интереса к учёбе, расскажите о своих взлётах и падениях. Услышав воспоминания родителей о школьной жизни, подросток поймёт, если вы справились с подобными ситуациями, то и он сможет.
Учебных дисциплин много, и держать в фокусе каждую не получается. Здесь поможет практика расставления приоритетов. Нужно решить, какой предмет наиболее важен. Например, тот, который необходим для поступления в вуз. На его изучение и стоит направить больше усилий .
Это помогает и при выполнении домашних заданий: сначала делаем наиболее важные, трудные для выполнения предметы, после — более лёгкие.
Но если подросток не хочет сдавать английский язык, а учить в школе его нужно, вспомните о внеучебной мотивации. Школьник давно мечтает о путешествии в Нью-Йорк? Язык ему там пригодится.
Даже если предмет никак не связан с будущей профессией, знания по нему могут помочь в быту или в осуществлении мечты. К тому же в процессе изучения какого-либо предмета тренируется память, остроумие, умение критически мыслить и находить подход к решению любых задач.
Для подростка важно, видеть, что взрослые одобряют его достижения. Это повышает его самооценку и мотивирует стараться дальше. Интересуйтесь успехами ребёнка, наставляйте и подбадриваете.
В подростковом возрасте дети всё больше проявляют самостоятельность. Ребёнку важно чувствовать, что его ценят по достоинству, соблюдают его личные границы. Позвольте ему решать , как планировать свой день или чем заниматься на досуге.
Если подростку особенно интересен какой-либо предмет, стоит поощрять его мотивацию. Увлекается информатикой? Предложите пройти курс по графическому дизайну, посетить выставку робототехники, настроить бабушкин барахлящий телефон.
У каждого человека свой тип мышления и темп развития, поэтому не сравнивайте достижения подростка с успехом сверстников, особенно в присутствии посторонних.
Существует мнение, что мотивация — побочный эффект работы, приятный бонус. Иногда просто достаточно приступить к работе и мотивация возникнет естественным образом.
В распорядке дня не должно быть перекосов в сторону учёбы или отдыха, который переходит в лень. Распределяйте время грамотно и планируйте неделю, тогда школьник не растеряет мотивацию.
Приведённые ниже практики можно выполнять самостоятельно и с друзьями.
Цель упражнения: осознать и развить свои сильные стороны.
Время: 10 минут.
Ход упражнения: дополнить фразу «Я горжусь собой за то…»
Рефлексия: поразмышлять, трудно ли было говорить о положительных сторонах своей личности.
Цель упражнения: развить положительное отношение к школе.
Время: 5 минут.
Ход упражнения: продолжить фразу «В школе мне нравится, что…».
Рефлексия: подумать, трудно ли было говорить о том, что нравится в школе.
Цель упражнения: осознать мотивы своего обучения.
Время: 15 минут.
Ход упражнения: написать 10–15 предложений «Я учусь в школе потому, что…»
Рефлексия: Какие трудности вызвало это упражнение?
Цель упражнения: осознать своё поведение и действия.
Время: 15 минут.
Ход упражнения: Озвучить, какие действия вы совершили сегодня.
Цель упражнения: представить собственное будущее.
Время: 20 минут.
Ход упражнения: на альбомном листе нарисовать себя в будущем. Затем показать «своё будущее» другим участникам и рассказать о нём.
Рефлексия: Что было самым сложным в задании?
Внедряйте понравившиеся советы в жизнь, практикуйте интересные упражнения, и интерес к учебной деятельности обязательно проявится! 💫
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.