В голове одиннадцатиклассника, который готовится к ЕГЭ, постоянно появляются новые вопросы: про оформление, процедуру экзамена, апелляцию, подготовку, поступление, планирование времени и, наконец, про теоретическую часть предмета, который он сдаёт.
В этой статье собрали реальные вопросы выпускников по биологии, которые они стеснялись задавать в школе. Оказалось, зря. В каждом из этих вопросов обязательно нужно разобраться, чтобы сдать ЕГЭ на максимальный балл.
Вопросы можно и нужно задавать учителям, репетиторам, наставникам, старшим товарищам. Но это не всегда комфортно. Ведь в ответ можно услышать: «А как ты ЕГЭ собираешься сдавать, не зная этого?». Так вопросы остаются незаданными, а теория неизученной. К сожалению, из-за этого часто страдают итоговые баллы.
В клубе вопросов есть только одно правило. Самый плохой вопрос — это вопрос, который вы не задали. Если есть человек, которому можно задать вопрос — обязательно задавайте! Не пытайтесь закопать вопрос в землю, разобраться сами. Наоборот, любой вопрос нужно вытащить на поверхность и понять его суть.
Если не спрашивать такие вопросы, оправдываясь тем, что задавать их не круто и как-то некомфортно — держите в голове вот что: по-настоящему некомфортно станет на экзамене. Когда вы встретите ТОТ САМЫЙ вопрос и поймёте, что всё — затык.
Поэтому в этой статье будем разбираться, какие вопросы всё-таки нужно задавать перед ЕГЭ по биологии. Для удобства разделим их на несколько блоков: про теорию, про экзамен и про подготовку.
Начнём с вопросов по теории.
Сначала обратимся к теории. Цитоплазматическая изменчивость затрагивает внеядерные ДНК. В случае человека — ДНК митохондрий. Такие мутации передаются только по материнской линии, потому что на этапе оплодотворения будущий человек получает цитоплазму от яйцеклетки, а не от сперматозоида. И митохондрии, соответственно, передаются вместе с цитоплазмой.
Учёные уже знают, что таким образом наследуются тоннельное зрение, рассеянный склероз и митохондриальный сахарный диабет.
Дискретность — это одно из свойств живого, делимость на части. Она идёт рука об руку с целостностью. Например, органы состоят из тканей (дискретность), а ткани образуют органы (а вот это уже целостность).
Иерархичность — это соподчинение элементов. Этот термин используется, когда важно увидеть, что изменения и повреждения на низшем уровне (например, на уровне клеток) влияют на изменения в более масштабных структурах (в этом случае на изменения в тканях).
Кто-то говорит: «Всё». Но выучить всё невозможно, да и не нужно. А что нужно? Сейчас разберёмся.
Нет, подробно знать не надо. Иметь общее представление о том, как образуется глюкоза — конечно. Но учить большие формулы и вникать в каждую молекулу не нужно.
Тоже не нужно. Это будет изучаться в вузе. Почитать, если интересно что-то сверх программы, — отличный выбор. Но учить специально не нужно.
Да, конечно. Фазы, напомню на всякий случай, две: светозависимая и светонезависимая.
Да!
Да. Условия несложные: нужны углекислый газ, вода и субстраты (исходные вещества), свет и температура. Про температуру часто забывают, но на самом деле она очень важна. Фотосинтез — ферментативный процесс, а все ферменты крайне чувствительны к температуре. Без нужной температуры они вообще не будут работать.
Экзоны — это кодирующие участки генов, а интроны — некодирующие. Во время синтеза мРНК происходит сплайсинг, в ходе которого копии интронов вырезаются из пре-мРНК, а участки, содержащие копии экзонов, сшиваются в мРНК.
Аналогичные органы — органы неродственных организмов, которые имеют разное происхождения, но выполняют одну функцию.
Гомологичные органы имеют сходное строение и общее происхождение, но выполняют разные функции.
У первичноротых рот формируется из бластопора, а анальное отверстие прорывается с другой стороны. У вторичноротых всё происходит наоборот.
Кто относится к вторичноротым? Хордовые и иглокожие. К первичноротым — все остальные. Всё просто.
А полость тела — это заполненное чем-либо пространство между тканями.
У плоских червей полости тела нет, всё заполнено паренхимой.
У круглых червей полость тела первичная, у кольчатых — вторичная.
У моллюсков смешанная полость тела. Ещё её можно назвать мантийной.
Держать это в голове и пытаться запомнить сложно, да и не особо нужно. Вопросы по теории происхождения культурных растений встречаются редко (но всё-таки встречаются!) Возможно, эта та редкая тема, которую стоит вынести в шпаргалку.
Решётка делается для себя, не для эксперта. Поэтому лучшим решением будет составить решетку, а потом перенести все данные в ответ и указать генотипы и фенотипы там. На всякий случай — пусть у эксперта не останется сомнений.
Их ещё ни разу не добавляли в экзамен и неизвестно, добавят ли и когда это сделают. В любом случае, разобрать и подстраховаться стоит. Но скорее всего, эти задачи ещё долго не появятся на ЕГЭ.
Нет, не снимут. Но лучше писать, как в сборнике Рохлова: без чёрточек и вообще без каких-либо знаков между нуклеотидами.
Во-первых, никогда не поздно, но чем быстрее, тем лучше. Ответ будет простым. Лучше не тянуть и скорее заняться подготовкой. Например, сразу же после прочтения этой статьи — тем более что вопрос про подготовку ставит в ней красивую точку.
И ещё раз: самый плохой, глупый и вредный вопрос — это незаданный вопрос. А все остальные — абсолютно нормальные, и задавать их совершенно не стыдно.
Хотите подготовиться к ЕГЭ по биологии? Приходите на нескучные курсы в онлайн-школу Вебиум. Даниил Дарвин и Марк Ламарк — наши классные преподы, которые влюбляют в биологию раз и навсегда! А ещё они точно знают, как сдать биологию на ЕГЭ на 80+ баллов и выше.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.